• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр ИИ Вышки помогает стране и Сберу развивать AI-технологии

Александр Ведяхин

Александр Ведяхин
© Высшая школа экономики

Сбер оценил экономический эффект от сотрудничества с исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта в 1,1 млрд рублей. Одним из партнеров Сбера с 2021 года является Центр ИИ Высшей школы экономики. Всего в рамках этого партнерства успешно реализовано 19 проектов.

Инвестиции Сбера в индустриальное партнерство с исследовательскими центрами искусственного интеллекта — Сколтехом, ВШЭ и МФТИ — составили 700 млн рублей за 2021–2023 годы. А достигнутый подтвержденный эффект для Сбера составляет 1,1 млрд рублей. До конца года Сбер ожидает увеличения эффекта по мере внедрения результатов. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин в рамках Дня искусственного интеллекта на выставке-форуме «Россия».

© Высшая школа экономики

Сбер и Вышка объединяют свои ресурсы и экспертизу для достижения общих целей в области ИИ. Центр ИИ НИУ ВШЭ не только внедряет новые технологии и решения на основе ИИ в различные бизнес-процессы партнера, но и способствует развитию инноваций и технологий в России.

В материале «Коммерсанта» об итогах сотрудничества Сбера с центрами ИИ отмечается, что результаты Центра ИИ НИУ ВШЭ не только применяются в решениях компании, но и уже внедрены в разработанный Сбером конструктор рекомендательных систем RePlay, который служит открытой библиотекой для разработчиков и исследователей. Это является важным шагом для дальнейшего развития этого AI-направления.

Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning, RL) — это тип машинного обучения, который используется для решения задач, требующих долгосрочного планирования и принятия решений на основе опыта взаимодействия со сложными стохастическими средами (в которых есть случайность и неопределенность. — Ред.).

Алексей Масютин
© Высшая школа экономики

Алексей Масютин, руководитель Центра ИИ НИУ ВШЭ, подчеркивает, что сотрудничество со Сбером включает в себя такие приоритетные направления в области ИИ, как работа с большими языковыми моделями, диффузионными моделями, оптимальным транспортом, а также с алгоритмами обучения с подкреплением. «За прошлый год для Сбера и компаний экосистемы мы реализовали 9 проектов, лучшие из них были отмечены на R&D-дне Сбера в декабре. Один из таких проектов 2023 года заключался в создании передовых RL-алгоритмов, которые позволили бы существенно повысить качество рекомендательных систем. Результаты уже внедрены и доступны как модуль в открытом фреймворке Сбера», — рассказал он.

Алгоритмы, разработанные учеными НИУ ВШЭ для Сбера, точнее предсказывают интересы пользователей, ориентируясь на кумулятивную полезность, а не на сиюминутные реакции. Применение обучения с подкреплением открывает новые возможности для изучения различных сценариев взаимодействия с клиентами, что изменит подходы к разработке индивидуальных предложений и маркетинговых стратегий.

Сергей Самсонов

Сергей Самсонов, научный сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ, поясняет, что методы на основе RL обладают улучшенной персонализацией. Они могут учитывать не только предпочтения пользователей, но и историю их взаимодействия с системой во времени, а также могут подстраивать под нее свои рекомендации. Кроме того, алгоритмы на основе обучения с подкреплением позволяют системе учитывать не только мгновенную реакцию пользователя на рекомендацию, но и долгосрочные последствия назначения той или иной рекомендации. Это позволяет строить более долгосрочные и таргетированные стратегии.

«В целом подход обучения с подкреплением позволяет более точно адаптироваться к потребностям пользователя, учитывать их изменяющиеся предпочтения и предлагать более релевантные рекомендации», — отмечает Сергей Самсонов.

Евгений Фролов

«Залогом успешности решения задачи по улучшению рекомендательных систем является наличие специальных знаний и опыта в предметной области, а также широкого кругозора в смежных научных дисциплинах, — говорит Евгений Фролов, старший научный сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ. — В этом смысле наша команда занимает уникальное положение, поскольку объединяет специалистов высокого уровня, обладающих как фундаментальными знаниями в релевантных предметных областях, так и практическим опытом решениях задач, связанных с рекомендательными системами».

Вам также может быть интересно:

Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке

Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.