Заработать и сэкономить
Отчет об исполнении финансового плана за 2007 год комментируют председатель бюджетной комиссии Ученого совета ГУ-ВШЭ Николай Берзон, декан факультета довузовской подготовки Светлана Квашонкина и декан факультета государственного и муниципального управления Алексей Барабашев.
Что мешает развитию предпринимательства в подразделениях ГУ-ВШЭ?
Николай Берзон считает, что ситуация в Вышке с развитием предпринимательства в подразделениях во многом напоминает положение малого бизнеса в российской экономике.Николай Берзон
— В целом 2007 год с точки зрения финансового состояния университета был весьма удачным. При обсуждении итогов исполнения финансового плана за прошлый год члены Ученого совета отметили, что останавливаться на достигнутом нельзя, и высказали ряд интересных предложений по дополнительным резервам наполнения бюджета Вышки.
Чтобы университет не терял доходы, на факультетах нужно более внимательно работать со студентами. У нас факультеты различаются по сложности учебных программ и курсов, где-то учиться легче, где-то сложнее, где-то очень много математики, а где-то преобладают гуманитарные дисциплины. Вместо того чтобы бездумно отчислять студентов, лучше дать возможность перейти с факультета на факультет, с бюджетного места на коммерческое, и очень велика вероятность, что в этих случаях студенты будет более ответственно относиться к учебе.
Нет смысла продолжать некоторые проекты, начатые в рамках ИОП. Например, было создано довольно много учебно-научных лабораторий, которые в прошлом году финансировались за счет средств ИОП. Но ИОП закончилась, и сегодня эти лаборатории требуют финансирования со стороны университета. Однако когда эти лаборатории создавались, и шла речь об источниках их финансирования в будущем, назывались как средства ГУ-ВШЭ, так и доходы от выполнения научно-исследовательских работ по договорам для внешних заказчиков. Но сегодня некоторые лаборатории, к сожалению, рассчитывают только на средства ГУ-ВШЭ. Вообще в Вышке достаточно подразделений, которые приносят небольшой доход. Есть ли смысл их содержать? Или им следует помочь?
Нужно стимулировать развитие предпринимательской активности сотрудников Вышки. Есть ведь множество идей, новых программ, проектов, которые наверняка принесут деньги. Но ситуация в Вышке с развитием предпринимательства в подразделениях во многом напоминает положение малого бизнеса в российской экономике. И в первом, и во втором случае препятствием становится бюрократический аппарат, который с подозрением относится к любой инициативе и фактически мешает предпринимательским структурам развиваться. Прежде всего, это относится к Управлению дополнительного образования. Я сам столкнулся с этой проблемой, когда создавал в Вышке Фондовый центр и Дилинговый центр.
ГУ-ВШЭ имеет безусловный авторитет в органах исполнительной власти как крупный исследовательский центр, способный решать сложные научные проблемы. Развитие этого направления, как отметил на заседании Ученого совета Ярослав Кузьминов, будет оставаться одним из приоритетных в деятельности научных подразделений Вышки.
Наряду с этим, нельзя забывать и о наших выпускниках, которые добились больших успехов в бизнесе. Они благодарны Вышке и продолжают поддерживать контакты с университетом, о чем свидетельствует вечер встречи выпускников в связи с 15-летием факультета экономики. У нашего университета есть успешные выпускники. Стоит подумать, каким образом можно задействовать их спонсорский потенциал.
Доходы зависят от нашей интуиции
В 2007 году доходы факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ выросли на 36,9% по сравнению с плановыми показателями, что свидетельствует о росте популярности обучения в Вышке. Поясняет Светлана Квашонкина.
— Доходы нашего факультета в большей степени определяются тем, на сколько лет вперед (желательно на 2, минимум на 1 год) можно просчитать развитие ситуации на образовательном пространстве, которая в нашем случае во многом зависит от перспектив развития единого государственного экзамена.
Количество и обязательность вступительных испытаний для разных вузов в 2008 году, наличие дополнительного экзамена в дополнение к обязательному списку, установленному Минобрнауки России, — на все эти вопросы ответа до сих пор нет. Данная ситуация повторяется последние 3 года. В связи с этим в последнее время мы открываем преимущественно краткосрочные программы, часто меняем их содержание, оказываем разовые дополнительные услуги. Пока ситуацию удавалось контролировать. К сожалению, очень маленькая надежда на то, что даже осенью следующего учебного года мы сможем иметь ясное представление о схеме вступительной кампании 2009 года.
Так что доходы нашего факультета во многом зависят от нашей интуиции. В какой-то степени это относится ко всем программам дополнительного образования ГУ-ВШЭ.
Доходы факультета довузовской подготовки (г. Москва) в 2007 году увеличились по сравнению с планом на 36,9% (план — 72,1 млн. рублей, факт — 98,7 млн. рублей). Соответственно, в доход центрального бюджета университета было получено дополнительно 17,5 млн. рублей.
Следует отметить, что ФДП за последние 3 года постоянно перевыполняет принятые на себя обязательства. Так, в 2005 г. план по доходам был перевыполнен на 20%, в 2006 — на 55%. Подразделение проявляет значительную осторожность при планировании своих доходов: план доходов на каждый последующий год в среднем на 20% ниже фактически полученных доходов предшествующего периода.
(Из Пояснительной записки к Отчету об исполнении Финансового плана ГУ-ВШЭ за 2007 год).
О резервах факультетов
Алексей Барабашев считает, что на факультетах есть возможности для более рационального использования ресурсов.Алексей Барабашев
— Средства ИОП составляли 1/13 всех доходов университета в 2007 году. В 2008 году этих денег нет, а наши обязательства по продолжению проектов ИОП составляют около 60 млн. рублей. На мой взгляд, из этих проектов нужно сохранить только те, которые прижились в университете и являются наиболее значимыми. Основной стратегией должно быть нахождение дополнительных доходов, которые позволили бы продолжать ИОП на должном уровне.
Необходимо увеличивать доходы подразделений. Ректор говорил о резервах, существующих в подразделениях ДПО и научных подразделениях. Однако резервы есть и на факультетах. Это, во-первых, индивидуальные учебные планы, которые дают шанс платным студентам улучшить свои результаты и не быть отчисленными. Во-вторых, это перевод студентов с одного факультета на другой. Как правило, студенты вынуждены переводиться после того, как подходят к критической черте. Из тех, кто переводится, большинство продолжают учиться, так что возможность перевода следует поощрять.
Подготовил Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
В университете создан департамент иностранных языков
ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.
ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников
31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.
Ученый совет: апрельские решения
26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.
Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы
1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»
25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.