Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Итоги учебно-методической работы ВШЭ представил на заседании Ученого совета проректор Сергей Рощин. Пожалуй, главным достижением завершившегося учебного года стало попадание Высшей школы экономики в число 15-ти победителей конкурсного отбора вузов на право получения специальной субсидии на продвижение в международных рейтингах. Напомним, что соответствующий план повышения конкурентоспособности («дорожная карта») ВШЭ был признан одним из трех лучших.
Другим значимым достижением учебного года, отметил Сергей Рощин, можно считать включение в государственный перечень направлений подготовки и специальностей нового образовательного направления «Медиакоммуникации». Его разработали и предложили эксперты ВШЭ — большая работа, которая велась в 2011/2012 годах по созданию и согласованию с работодателями проектов федеральных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры, завершилась принятием этих проектов в 2013 году.
По инициативе университета некоторые образовательные программы ВШЭ прошли в этом учебном году независимую международную экспертизу: были оценены программы сразу пяти факультетов — экономики, прикладной политологии, социологии, государственного и муниципального управления, математики.
В 2012/2013 учебном году на базе отделения дизайна был открыт факультет дизайна ВШЭ, который уже с этого года начинает работать по образовательным стандартам Высшей школы экономики как в бакалавриате, так и в магистратуре. Новые направления подготовки были открыты в кампусах ВШЭ: «Юриспруденция» в Пермском кампусе, «Филология» в Нижегородском, «Государственное и муниципальное управление» в Санкт-Петербургском.
Еще одно значимое событие года — повторное проведение экзамена по английскому языку для студентов второго курса бакалавриата 13 факультетов и отделений с использованием материалов и технологий международного экзамена IELTS. Кстати, в начале этого года в ВШЭ было принято решение засчитывать результаты международных экзаменов по английскому языку в качестве оценки по дисциплине «Иностранный язык (английский)».
Образовательные программы и их «потребители»
В этом учебном году число студентов очной формы обучения в ВШЭ превысило 22 тысячи человек (в прошлом году было чуть больше 20 тысяч); причем год в этом смысле стал рекордным не только по количеству «бюджетников», но и «платников» — в московский кампус на первый курс бакалавриата принято почти на 40 процентов больше платных студентов, чем год назад. Одновременно на всех факультетах выросли средние баллы студентов, поступивших как на бюджетные, так и на платные места.
Учебные траектории студентов должны стать еще более индивидуальными за счет курсов или модулей курсов по выбору, а также за счет академической мобильности (имеется в виду мобильность внутри Вышки и в России, а не только поездки за рубеж).
Число реализуемых университетом образовательных программ перевалило за двести еще в прошлом году, а в этом составило 223. Наибольший прирост дали программы магистратуры (в прошлом году было 95, в этом — 115). В специалитете их количество несколько снизилось, что естественно при переходе на обучение студентов по системе «4+2» (четыре года — в бакалавриате и два — в магистратуре); по большей части это программы, по которым «доучиваются» те студенты, что поступали в МИЭМ, присоединенный к ВШЭ около года назад.
Меняется и качество программ. Одной из задач усовершенствования программ обучения в ближайшем будущем по-прежнему будет сокращение числа одновременно читаемых дисциплин в пользу большей фундаментальности получаемых студентами знаний. По-прежнему — потому что такая работа уже ведется в университете в соответствии с оригинальным образовательным стандартом, принятым в 2010 году. Как отметил проректор Сергей Рощин, если студент изучает одновременно более пяти-шести дисциплин, нельзя ожидать от него достойного качества усвоения материала. Кроме того, учебные траектории студентов должны стать еще более индивидуальными за счет курсов или модулей курсов по выбору, а также за счет академической мобильности (имеется в виду мобильность внутри Вышки и в России, а не только поездки за рубеж).
Резервом в улучшении качества обучения считает Сергей Рощин и корректировку баланса между аудиторной (лекции, семинары, мастер-классы и прочее) и внеаудиторной нагрузкой (самостоятельная работа студентов). Средняя недельная аудиторная нагрузка студентов Вышки в Москве составляет сейчас 22 часа в бакалавриате и 15,9 часа в магистратуре (в прошлом учебном году 24 и 15,4 соответственно). В других кампусах Вышки цифры примерно такие же.
В ВШЭ увеличивается количество дисциплин, читаемых на английском языке. В частности, в магистратуре в 2012/2013 учебном году Вышка реализовала семь полностью англоязычных программ (к примеру, «Политический анализ и публичная политика»); еще 20 программ имеют англоязычные (иноязычные) составляющие или большую долю англоязычных дисциплин, в том числе читаемых ведущими учеными мира (к примеру, магистерская программа двух дипломов факультета экономики ВШЭ и французских университетов Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Париж-Запад Нантер ля Дефанс и другие).
Впрочем, констатировал Сергей Рощин, пока, конечно, это предложение для рынка образовательных услуг недостаточно, чтобы можно было надеяться на значительный приток иностранных абитуриентов из стран дальнего зарубежья, поэтому разработка и внедрение курсов на английском остается одной из приоритетных задач развития вуза. Чтобы привлечь нерусскоязычных студентов, следует, возможно, подумать и над созданием в ВШЭ особой системы финансовой поддержки, которая бы компенсировала некоторые затраты, связанные с обучением таких студентов в университете, предложил Сергей Рощин. В 2012/2013 учебном году общая численность иностранных студентов из дальнего зарубежья, участвующих в различных образовательных программах ВШЭ составила 412 человек.
Новые вызовы
Отчет об итогах учебно-методической работы, представленный Сергеем Рощиным, включал анализ множества направлений деятельности университета. В том числе речь шла, например, о разработке в ВШЭ контрольно-измерительных материалов, об управлении количественными и качественными характеристиками профессорско-преподавательского состава и проекте «Учебные ассистенты», об информатизации образовательного процесса в университете и других.
Средняя недельная аудиторная нагрузка студентов Вышки в Москве составляет сейчас 22 часа в бакалавриате и 15,9 часа в магистратуре.
Говоря о перспективах развития этих направлений работы, Сергей Рощин отметил, что новый 2013/2014 учебный год стартовал вместе с началом действия нового Закона об образовании в РФ. И это означает, в частности, что работать придется при поэтапном введении подзаконных актов, детализирующих пункты Закона об образовании. Скажем, будут введены новые требования к лицензированию и аккредитации образовательных программ, изменятся правила предоставления студентам образовательных кредитов, прохождения итоговой государственной аттестации. Далее, в соответствии с законом система высшего образования в России теперь включает аспирантуру как один из уровней высшего образования. В дополнение к этому изменяется на федеральном уровне подход к нормативам, в соответствии с которыми строится образовательная программа: теперь нормативный срок обучения, обеспеченность профессорско-преподавательским составом и материально-технической базой и другие показатели определяются не в целом на всю страну, а в конкретных образовательных стандартах по направлениям подготовки. Что усиливает роль стандартов как «нормативного» документа.
Все это, безусловно, осложнит деятельность высших учебных заведений, в том числе и Высшей школы экономики, которой одновременно предстоит претворять в жизнь программу повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
На заседании Ученого совета ВШЭ решено в ближайшее время наметить задачи в области образовательной деятельности, которые надо будет решить в 2013–2020 годы в соответствии с «дорожной картой» восхождения на склоны мировых рейтингов. Некоторые из членов Ученого совета при этом предостерегли коллег от «резких управленческих решений» — чтобы на пути к глобальным рынкам образовательных услуг не потерять те позиции, что достигнуты университетом внутри страны. По мнению других, большей узнаваемости ВШЭ в мире будет легче достичь, если сосредоточиться на работе в сфере не столько образовательной, сколько научной — активное участие ученых Вышки в крупных международных исследованиях и научных форумах станет лучшим свидетельством зрелости университета в глазах зарубежных коллег. Так или иначе, Ученый совет одобрил отчет об итогах учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год. Утверждены и основные задачи в образовательной сфере на период до 2016 года, среди которых, к примеру, разработка и внедрение новой модели образовательной программы на уровне бакалавриата с обеспечением вариативности учебных траекторий студентов; запуск механизмов встраивания программ студенческой мобильности в образовательный процесс; создание «Летнего университета» для иностранных студентов и другие.
Сергей Нагаев, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ
С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.
Кто и как оценит высшее образование?
О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»
Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.
В университете создан департамент иностранных языков
ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.
Образованием недовольны все, но это естественно
Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.