Каков портрет «типичного» школьного директора?
Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.
С этого года Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ становится партнером международного Asia leadership project, посвященного изучению руководящих кадров школ стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается выяснить, как директора российских школ принимают решения, какими убеждениями и ценностями они руководствуются? Кто чаще возглавляет российские школы — мужчины или женщины, люди молодые или пожилые? Каков их уровень дохода? Результаты исследования должны помочь выявить основные проблемы руководящих кадров российских школ и, возможно, наметить пути их решения.
«Руководящие кадры — одна из важных и при этом слабо изученных тем, — говорит один из руководителей проекта Альма Харрис, директор Института образовательного лидерства Университета Малайя. — Традиционно исследователи образования уделяли больше внимания опыту стран Западной Европы и Северной Америки. Однако успехи школьников из Сингапура, Южной Кореи и других азиатских стран в таких международных тестированиях, как PISA, TIMSS и PIRLS заставляют внимательнее присмотреться к опыту этих стран».
Одно из отличий «восточного» образования от «западного» заключается в ином отношении к иерархии. На Западе уже несколько десятилетий идет демократизация отношений между руководителями и подчиненными, в том числе в образовательных учреждениях. Напротив, в азиатских школах по-прежнему приняты жесткие иерархические отношения между директорами и учителями. Именно эта особенность региона, по словам Альмы Харрис, и привлекала внимание исследователей.
До сих пор в Asia Leadership Project принимали участие пять стран: Гонконг, Сингапур, Индонезия, Малайзия с «восточным» форматом образования и Австралия, представляющая западную образовательную традицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Теперь к проекту присоединится Россия.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Харрис Альма
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве
Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.