НИУ ВШЭ получил самый высокий грант программы «Приоритет-2030»
Высшая школа экономики подтвердила свои ведущие позиции в первой группе направления «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030». Кроме этого, университет получил самый высокий грант для обучения студентов цифровым компетенциям, продемонстрировав лидерство в образовании в области цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Сергей Рощин
«ВШЭ последовательно с 2017 года развивает концепцию тотального формирования цифровых компетенций и компетенций работы с большими данными у студентов всех образовательных программ и направлений. И это дает результаты и заложило фундамент лидерства НИУ ВШЭ в образовании в области искусственного интеллекта. И позволит в дальнейшем развивать инструменты искусственного интеллекта и работы с большими данными по отношению к различным предметным областям», — отметил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Проект Data Culture, ставший для любого вышкинца обязательным элементом подготовки, с 2022 года при поддержке Минобрнауки России и Минцифры России был интегрирован в проект «Цифровая кафедра» программы «Приоритет-2030».
Студенты всех направлений подготовки изучают методы и инструменты анализа больших данных для решения профессиональных задач. В независимой оценке сформированности сквозных цифровых навыков принимают участие представители ведущих российских цифровых компаний.
Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ и проекта «Цифровая кафедра»:
«Сегодня Data Culture — это большая система, для работы которой мы ежегодно привлекаем больше ста преподавателей и ассистентов, разрабатываем новые методические материалы, создаем онлайн-курсы, прорабатываем с академическими руководителями новые возможности в дисциплинах и проектах для студентов. У нас преподают разработчики и аналитики из крупнейших ИТ-компаний, в проект активно вовлекаются наши выпускники. Безусловно, именно Data Culture стала фундаментом, позволившим нам занять лидерские позиции по обучению студентов “цифре”.
При этом мы только в начале пути. Сейчас происходит качественный сдвиг в сфере ИИ, связанный с появлением больших генеративных моделей и с ростом объемов доступных данных во многих областях. Современные методы ИИ во многом сырые, они сложны в использовании, зачастую нет простых и удобных инструментов, но все равно мы должны дать студентам всех направлений навыки применения ИИ в своих задачах. Мы уже проектируем и встраиваем курсы по адаптации нейросетевых методов для прикладных задач. В ближайшее время мы усилим проектную составляющую в обучении: каждый студент должен будет подтвердить свои цифровые компетенции, выполнив проект с применением современных методов машинного обучения и ИИ. Мы уверены, что ИИ — это важный инструмент, который трансформирует многие профессии и процессы, и наши студенты точно смогут возглавить эту трансформацию».
Вышка открыта для взаимодействия с другими университетами. Образовательный ИТ-модуль Вышки может быть реализован не только в рамках программ двойных дипломов с НИУ ВШЭ, но и отдельно в смешанном или полностью онлайн-формате. Разработанная в Высшей школе экономики модель интеграции модулей по цифровым компетенциям в основные образовательные программы позволит овладеть цифровыми компетенциями студентам любых направлений подготовки.
Вам также может быть интересно:
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ
Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.
Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.
Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.
Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.
Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.