• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Работать на каждого конкретного студента»

В этом году доцент кафедры корпоративных информационных систем ВШЭ Александр Моргунов второй раз был признан студентами факультета бизнес-информатики лучшим преподавателем университета.

— Ваши студенты выбрали вас лучшим преподавателем года уже второй раз подряд. Отчего, как думаете?

— Не задумывался. Во всяком случае, я не пытаюсь специально «понравиться» студентам. Я читаю потоковые лекции довольно большой аудитории, в этом году, например, у 170 человек. Большой курс «Архитектура корпоративных информационных систем», второй-третий модуль. А также один из курсов по выбору «Основы работы с Microsoft Dynamics Ax». В прошлом году курс выбрало на удивление много студентов, 80 человек.

— Это, видимо, связано со спецификой самого курса?

Я сам долгое время занимался разработкой и эксплуатацией информационных систем. И когда читаю лекции, стараюсь дополнить их жизненными примерами.

— Безусловно. Сейчас во многих компаниях есть информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность множества подразделений: бухгалтерии, кадров, склада, производства. На нашем рынке представлено несколько таких информационных систем: «1С:Предприятие», «Oracle EBS», «SAP R/3», «Microsoft Dynamics Ax (Axapta)», «Microsoft Dynamics Nav (Navision)». Соответственно, по некоторым из этих систем читаются курсы, а студенты выбирают те курсы, которые им более интересны. «Axapta» сравнительно недорогая и достаточно популярная система. Многие студенты записываются сразу на два курса, чтобы сравнить возможности различных информационных систем.

Я сам долгое время занимался разработкой и эксплуатацией информационных систем. И когда читаю лекции, стараюсь дополнить их жизненными примерами: как надо и как не надо поступать при работе со сложными информационными системами, что получится, если что-то делать неправильно… В результате студенты получают знания, не оторванные от жизни.

Курс по «Microsoft Dynamics Ax» неразрывно связан с семинарскими занятиями. На лекциях я рассказываю, как работать с интерфейсами информационной системы, какие команды давать, чтобы получить определенный результат — ребята учатся работать с системой как пользователи. А на семинарах они пытаются на практике проработать все то, что услышали на лекциях. В учебных классах установлено соответствующее программное обеспечение.

— Преподавание в вашем случае — вещь поточная, штучная или комбинированная?

— Скорее — «штучная». На семинарах стараюсь уделить внимание каждому студенту. Правда, я веду семинары не у всего потока, только у части, но стараюсь заметить каждого. На самом деле в голове держится — кто и как работает. Конечно, особенно запоминаются либо очень хорошие студенты, либо те, кому чаще нужна помощь. Причем предсказать количество «трудяг» и «отстающих» на потоке невозможно: от года к году курсы разнятся.

Лекции вообще читать проще, потому что — один раз. Семинары по одной теме идут два-три раза в разных группах, а повторять одно и то же два-три раза дословно бывает тяжеловато. На кафедре мы стараемся устроить студентам практику в действующих компаниях, чтобы они получили представление о том, как в жизни работают эти самые информационные системы.

— Должен ли преподаватель вуза быть еще и педагогом?

— Преподаватель обязательно должен быть педагогом, а еще психологом. Необходимо видеть, как слушатели воспринимают информацию — может быть, надо по-другому что-то рассказать, донести в другой форме. Студенты все разные, нуждаются в разном подходе. Кому-то нужно подсказать, помочь, а кто-то, наоборот, разбирается уверенно, тому не стоит мешать, потому, что он все сам сделает.

— Можете ли вы про себя сказать: «я с детства мечтал быть математиком»?

— Математика интересовала меня в школе, я учился в математическом классе, в специализированной математической школе. Там, в школе, нас познакомили с компьютерами, и я уже тогда начал интересоваться программированием. Поступил в Воронежский университет на математический факультет. Воронежская математическая школа тогда была третьей в стране. Первой была московская, второй ленинградская, а воронежская боролась с новосибирской за третье место. Когда я поступал, был выбор между вычислительной математикой и «чистой», теоретической. Но тогда считалось, что «чистая» математика «круче», чем вычислительная.

— Сейчас принято сетовать на молодежь: ленива, необразованна, учится за счет родительских средств…

— У нас в Вышке такого нет: просто невозможно. Родители не придут выполнять практические задания, решать контрольные, сдавать экзамены. Нужно учиться самостоятельно. Студенты очень сознательные: возможно, все те, кто планировал получить образование без усилий, просто отсеиваются, и до третьего и четвертого курсов добираются только ответственные люди. В Вышке вообще учатся замечательные студенты. Знающие, работоспособные, понимают, за чем пришли и что хотят получить от занятий. Это очень хорошо заметно по тому, как и где работают наши выпускники. Очень много «молодых специалистов» после Вышки работает в представительствах западных компаний: в IBM, в Oracle… В компании «Связинвест» было внедрение информационной системы «Oracle EBS» — там также работают наши выпускники.

— Какие изменения, произошедшие за последние годы в Вышке, вы могли бы отметить?

— Материальная база стала лучше. Раньше, например, на лекцию проектор нужно было заранее заказывать (причем можно было и не получить, так как аппаратура была очень востребована), а сейчас такой проблемы не возникает. А вот отношение к преподавателям и к студентам всегда было хорошим.

Если человек интересуется вычислительной техникой, программированием, то, конечно — дорога к нам. У нас готовят не программистов, у нас готовят системных администраторов и администраторов вычислительной техники. Это достаточно уникальное образование.

— В чем уникальность именно ваших IT-специалистов?

Вышка — пионер в области бизнес-информатики. Мы готовим менеджеров, системных аналитиков, системных архитекторов для IT-сферы.

— Вышка — пионер в области бизнес-информатики. Мы готовим менеджеров, системных аналитиков, системных архитекторов для IT-сферы. Если раньше в компании стоял один компьютер, и все радовались, то сейчас все больше сфер деятельности охватывается информационными системами. К тому же сами компьютеры меняются, а значит — нужны новые программы, новые знания, новые специалисты. Все больше компаний понимают, что, установив серьезную информационную систему, они повышают капитализацию. Есть информационные системы — компания дороже. Если компания заявляет, что у нее стоит дорогая система, например, SAP, то отношение к этой компании уже совсем другое. Поэтому наши специалисты все больше и больше востребованы.

— Образование очень прикладное, но есть ли люди, которые дальше уйдут в теорию, будут развивать науку?

— Как им не быть, если они сейчас нужны. В ближайшей перспективе рынок отечественных информационных систем, я думаю, будет расширяться. Уже сейчас на рынке много наших компаний, которые производят программное обеспечение, в них работают в том числе и наши специалисты. Это наука, но не оторванная от действительности, а очень плотно связанная с нашей жизнью.

 

Анастасия Ярославцева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«Выпускники направления “Бизнес-информатика” обладают визионерским видением»

Сегодня более 130 российских вузов в 60 городах страны готовят выпускников по направлению «Бизнес-информатика». Перспективы этого направления подготовки обсудили в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ в рамках конференции «20 лет развития направления “Бизнес-информатика” в России».

Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.