• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аспирантура — просто одна из ступенек на пути в науку»

Денис Стукал, аспирант кафедры теории политики и политического анализа факультета прикладной политологии ВШЭ, защитил кандидатскую диссертацию досрочно, потратив на подготовку работы полтора года вместо положенных трех лет.

Денис Стукал
Денис Стукал
— Денис, чему была посвящена твоя диссертация? Как она связана с твоей профессиональной деятельностью?

— По образованию я политолог — окончил бакалавриат и магистратуру факультета прикладной политологии ВШЭ. Защищался я тоже по политическим наукам, хотя в последние годы работаю на общеуниверситетской кафедре высшей математики и преподаю теорию вероятностей, статистику и анализ данных студентам-политологам. Диссертация была посвящена изучению того, как имущественное неравенство связано с уровнем демократии в посткоммунистических государствах. Имущественное неравенство меня интересовало как фактор демократии, хотя в литературе часто обсуждается и обратная причинно-следственная связь. Диссертация в существенной мере опиралась на анализ данных — на те самые методы, которые я преподаю студентам-политологам. А тема диссертации выросла из работы в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ — уже три года я участвую под руководством декана факультета прикладной политологии Андрея Юрьевича Мельвиля в исследовании режимных трансформаций и государственной состоятельности в посткоммунистических государствах.

— А кто был твоим научным руководителем в аспирантуре?

— Работу я писал под научным руководством Глеба Ивановича Мусихина, заведующего кафедрой теории политики и политического анализа. И тема сначала была иной, более теоретической — про подходы к измерению демократии с точки зрения современной теории измерений. Но поскольку в рамках Программы фундаментальных исследований был наработан большой материал, который хорошо стыковался с тем, что я сделал еще в магистерской диссертации, мы изменили тему. Здесь очень помог Андрей Юрьевич Мельвиль.

— Насколько сложно было совмещать преподавание и обучение в аспирантуре?

— Мне повезло, потому что преподаваемые мной курсы тесно связаны с тем, что я изучал. Я мог брать свои данные и преподавать методы на них, постоянно сохраняя своеобразную погруженность в проблему. В этом смысле преподавание не мешало. Хотя тут, конечно, важно не переусердствовать. Для меня, к примеру, первый год аспирантуры прошел не очень плодотворно из-за большой аудиторной работы. Пока еще мало опыта преподавания, мало наработанного материала, много времени приходится тратить на подготовку к занятиям. На диссертацию оставалось мало времени. В этом учебном году, на втором курсе аспирантуры, я перешел с преподавательской ставки на научную — в Лабораторию политических исследований, сохранив на кафедре высшей математики только полставки. Это очень помогло. Как и доброжелательное отношение моего начальника — Валерии Александровны Касамара, давшей мне возможность сконцентрироваться на диссертации. Очень ей за это благодарен. Попади я к другому начальнику, диссертация могла бы быть отложена на долгий срок.

Если резюмировать, все зависит от конкретных условий. В моем случае работа и аспирантура хорошо совместились. Но чаще это будет, наверное, проблемой: если работа никак не связана с темой диссертации, то сложности будут обязательно.

— Что, по-твоему, в итоге может дать человеку аспирантура ВШЭ?

— Говоря о том, зачем нужна аспирантура, следует четко разделять две категории людей: есть те, кто собирается заниматься академической деятельностью, и те, кто не собирается заниматься исследованиями в той или иной научной области. Для первых аспирантура является очевидно необходимым этапом в их профессиональной деятельности, это просто одна из тех ступенек, которые нужно перешагнуть, на пути к докторской и полноценному вхождению в профессиональное сообщество. Что касается тех, кто не планирует быть исследователем, мне кажется, что для них кандидатская степень — это некоторый ярлык, который человек помещает на своей визитной карточке, который дает некоторый статус. Это свидетельство о том, что ты в состоянии производить некоторый продукт, соответствующий определенным заданным стандартам. И это, наверное, тоже хорошо, даже если ты работаешь в бизнесе.

Высшая школа экономики предъявляет особые требования к кандидатским диссертациям. В Вышке более жесткие внутренние правила, зачастую не прописанные. Например, выбор официального оппонента — если в соответствии с нормативными документами один из официальных оппонентов может быть членом того диссертационного совета, в котором аспирант проходит обучение, то в Высшей школе экономики это не принято. Таким образом, возникает полностью внешняя экспертиза.

Лично мне аспирантура дала необходимый дополнительный стимул. Для меня было важно знать, что впереди будет промежуточная аттестация, а затем — итоговая аттестация за год, на которых нужно отчитываться. Это подстегивает.

— В Высшей школе экономики действует Программа академической аспирантуры. Как ты ее оцениваешь?

— С этой программой обучение в аспирантуре перестает быть некоторой формальностью, в которой аспирант фактически не обучается, а лишь несколько раз в год на аттестации предъявляет свидетельства того, что он проходит некоторые обязательные рубежи — сдача кандидатского минимума, сдача статей в реферируемые «ВАКовские» журналы, выступления на конференциях. Чтобы аспиранты наконец-то начали обучаться, повышая тот реальный квалификационный уровень, которому должен соответствовать кандидат наук. Поскольку обучение является очным, у аспирантов меньше возможностей для трудоустройства и работы, не связанной с обучением в аспирантуре. Но преимущество Высшей школы экономики состоит в том, что здесь огромное количество лабораторий, исследовательских центров и институтов проводят различные исследования, в которые аспирант может встраиваться. Он может участвовать в исследовании по теме своей диссертации и получать за это зарплату.

Участие в проектах, связанных с темой диссертации, естественно, позволяет существенно ускориться в написании работы. Мне благодаря этому удалось защититься через полтора года после поступления в аспирантуру вместо положенных трех лет.

— Если уж речь зашла о личном опыте — что дает обучение в ВШЭ для личностного становления? Тебе Вышка какие-то новые качества придала?

— Обучение в Вышке (а я здесь провел шесть лет, не считая аспирантуры) стимулирует развитие способности к быстрой работе над большими и сложными задачами. Дело в том, что в Вышке принята модульная система обучения. Когда я учился в бакалавриате, у нас в году было пять модулей учебы, после которых мы сдавали экзамены. Возникало порой ощущение, что мы непрерывно сдаем экзамены, тем более что за месяц до очередной сессии наступали дедлайны по сдаче эссе. Мы жили так: заканчивалась очередная сессия, мы пару недель приходили в себя и снова сдавали эссе, и снова выходили на сессию… Это вырабатывало способность к быстрой мобилизации ресурсов и быстрой и эффективной работе.

Позже, в аспирантуре, поскольку одновременно с обучением в ней я уже был штатным сотрудником ВШЭ и преподавал, на меня распространялось общее требование по публикационной активности. Преподаватели Вышки обязаны не только передавать студентам готовое, признанное знание, зафиксированное в учебниках, но и участвовать в создании нового знания, то есть проводить научные исследования. Результаты этих исследований необходимо предъявлять коллегам в виде книг, в виде статей. Соответственно, потребность в публикациях (чтобы меня не уволили из университета) тоже, конечно, стала мощным стимулом участвовать в научной работе и завершать диссертацию.

— А какие проблемы, на твой взгляд, есть у ВШЭ?

— Сейчас, на стадии быстрого роста вуза вширь, самое главное — не терять корпоративный дух, успевать «переваривать» те новые группы и коллективы, которые входят в состав ВШЭ, и сохранять фирменные качества университета. Это открытость, способность к диалогу, демократичность, постоянное стимулирование и сотрудников, и студентов к активности в разного рода деятельности.

— Теперь, после защиты диссертации, какие у тебя планы?

— В долгосрочном плане я связываю свою карьеру с Вышкой. Здесь много нерешенных проблем, многое нужно сделать для развития политологии, отвечающей международным стандартам. Причем здесь это действительно можно сделать, так как есть соответствующая среда. Но это в долгосрочном плане. А в краткосрочном — хотел бы еще продолжить образование. Как именно — посмотрим.

 

Ануш Мовсисян, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Цифра восстанавливает речь

Исследователи Вышки и других научных центров разрабатывают новейшие методы диагностики и лечения речевых, двигательных и когнитивных нарушений с применением цифровых технологий. Эти инструменты повышают эффективность выявления патологий и их коррекции, что существенно влияет на качество жизни пациентов и их близких. Ведущие исследователи и практикующие специалисты представили результаты своей работы на II Международном симпозиуме «Проблемы патологии речи», заключительный день которого прошел в НИУ ВШЭ.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

В НИУ ВШЭ исследовали, как трансспинальная стимуляция влияет на движения человека

Команда Центра нейроэкономики и когнитивных исследований протестировала более 80 человек, чтобы выяснить, как трансспинальная стимуляция постоянным током влияет на координацию движений. В то время как при силе тока 1,5 мА моторный ответ мышцы возрастал, дальнейшее увеличение силы тока до 2,5 мА не вызывало усиления эффекта. Полученные в результате исследования данные помогут в разработке более оптимальных протоколов абилитации и реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательной системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Genes and cells.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.