«Используйте каждую возможность, которую дает университет»
Выпускник Высшей школы экономики Инал Габлия в июне прошлого года стал министром просвещения и языковой политики Абхазии. Этим летом он посетил alma mater, побывал в кампусе на Покровском бульваре, встретился с руководителями и преподавателями университета. Студенты Вышки расспросили его о выборе профессии, сохранении культурной идентичности и абхазского языка.
О выборе специальности и вуза
Выбор профессии был сложным, поэтому в старших классах я много общался с друзьями и родными. В результате остановился на факультете мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики.
Почему Вышка? Я сравнивал с другими вузами, общался со студентами, московскими друзьями и все-таки выбрал ВШЭ. Казалось, что вуз находится на передовой, а мне хотелось учиться в университете, который дает много возможностей для развития — интеллектуального, профессионального, личностного. И я думаю, что, выбрав Вышку, я получил то, что хотел.
О ярких воспоминаниях студенческой жизни
На первом курсе мы ездили на посвящение на два дня. Оно стало первым ярким пятном воспоминаний в начале учебы. Нас там обсыпали мукой, и мы вернулись чумазые, но веселые.
Еще мне очень нравился КВН в Вышке, театр. Я также участвовал в работе французского театра на нашем факультете. До сих пор остались в моей памяти запоминающиеся лекции, преподаватели. Сегодня во время экскурсии мы вспоминали преподавателя Людмилу Владимировну Петрову. Мы до сих пор поддерживаем с ней связь, я очень ей благодарен за личностно ориентированный подход в преподавании. Воспоминаний очень много хороших.
Мы сегодня обсуждали со студентами и с проректором ВШЭ Валерией Касамарой, что Вышка дает много возможностей развиваться с разных сторон. И мне кажется это уникальным. Общение с грамотными, позитивными людьми [во ВШЭ] — преподавателями, друзьями — дает результат.
Инал Габлия родился 7 июля 1991 года в Абхазской АССР, вырос в Москве. В 2008 году окончил московскую среднюю школу № 1259, после чего поступил на факультет мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики. Окончил университет в 2013 году по специальности «регулирование внешнеэкономической деятельности». Во время учебы работал стажером-исследователем.
Был тренером по курсу «Технологии лидерства» Федеральной сети образовательных центров «Юниум» в 2012-2014 годах, работал ведущим специалистом по инвестиционно-технической оценке в московском филиале АО «РусГидро Интернэшинл АГ», инженером-экономистом ООО «Строительная компания Мегаполис». В 2018 году запустил онлайн-школу абхазского языка «Алашарбага». 19 июня 2020 года указом президента Абхазии Аслана Бжания назначен на должность министра просвещения и языковой политики республики.
О сохранении культурного кода и школе абхазского языка
Я думаю, что мне удалось сохранить культурную идентичность благодаря семье. Я учился в абхазской воскресной школе в Москве, где мы занимались языком, танцами, и, кроме того, каждое лето проводил в Абхазии. Поэтому, естественно, любовь к своей культуре и народу у меня с детства.
В 2018 году я запустил онлайн-школу абхазского языка «Алашарбага», что в переводе с абхазского означает «маяк». Я решился на это, потому что мне было интересно начать решать проблемы исчезновения языка самому. В нашей республике и на государственном уровне стоит задача развития абхазского языка, потому что он все меньше и меньше используется, особенно молодежью. Очень много детей, которые идут в первый класс, не знают родного языка. Чтобы решить эту проблему и предоставить взрослому населению возможность учить язык, я и создал онлайн-ресурс, платформу с хорошими педагогами и эффективной методикой. Я думаю, что проект и дальше будет развиваться, тем более что теперь я могу развивать его на уровне республики. Мы активно занимаемся этим и хотим, чтобы язык стал широко используемым и даже модным для молодежи и для всех людей, живущих в республике.
Об абхазском языке
Опыт школы показывает, что интерес к нашему языку есть. Так, у нас учатся два американца. Один вообще никогда не был в Абхазии, а другой — несколько раз. И они заинтересовались нашей культурой, языком, начали учить его и уже достигли определенных успехов. Есть среди учеников школы и представители других национальностей (русские, армяне, которые живут в Абхазии или часто бывают у нас). Они изучают язык, потому что он им действительно интересен с точки зрения языкознания.
Несколько лет назад я был в МГИМО на лекции Дмитрия Петрова — известного полиглота, который знает 36 языков. Я как раз запускал проект и предложил ему учить абхазский, он с удовольствием согласился.
Кавказ — это вторая стоянка человечества, поэтому в регионе сохранилось наибольшее количество звуков в языке. У нас 64 буквы в алфавите и очень специфические и уникальные звуки, которые интересно изучать в плане лингвистики.
О работе в министерстве и ценности вышкинского опыта
Я работаю на посту министра чуть больше года. Наверное, я стал требовать уделять больше внимания изучению традиций и нашей истории в школах. Мы сейчас активно за этим наблюдаем и ставим задачу, чтобы дети изучали историю родной республики и родной язык. Так, в этом году мы проводим онлайн-диктант для школьников по абхазскому языку. Это то же самое, что и «Тотальный диктант» на русском.
Для меня ценно, что я видел ВШЭ изнутри, как студент, и сейчас могу заметить, что изменилось за эти годы, какие подходы внедрены за период, пока меня здесь не было
Это помогает увидеть процесс развития высшего образования, и это тоже очень важная для Абхазии задача. В республике есть единственный государственный вуз, который носит имя Абхазский государственный университет. Я думаю, что самое лучшее, что есть во ВШЭ и других вузах, мы можем внедрить в него, что-то скопировав, а что-то улучшив.
О том, нужно ли слушать советы
На встрече мы обсуждали, что нужно подходить к выбору специальности максимально ответственно. Советую не пренебрегать этим. Студентам ВШЭ в этом может помочь Центр психологического консультирования, тренинговый центр, коллеги.
Мы в Министерстве просвещения и языковой политики Абхазии тоже начали проводить интеллектуально-психологические тесты. Благодаря им можно выявить свои сильные стороны и способности и сверить с выбранной специальностью. Я сам в студенческие годы проходил подобные тестирования. Они дают дополнительную информацию, чтобы заниматься эффективно, с интересом, углубленно, инвестируя в это время.
Еще один совет студентам — не терять время, использовать каждую возможность, которую дает университет. Но в целом лучше всего самому внимательнее относиться к учебному процессу и делать собственные выводы. Ведь совет ты можешь пропустить мимо ушей, а когда ты сам изучил проблему и пришел к выводу, ты точно примешь правильное решение.