Студент Вышки стал победителем программы поддержки инновационных проектов «УМНИК»
Павел Самойленко, студент МИЭМ НИУ ВШЭ, получит грант Фонда содействия инновациям на развитие своего проекта, связанного с разработкой технологической основы для создания мобильных приложений по навигации и визуализации 3D-контента внутри зданий. Размер гранта – полмиллиона рублей.
Результаты конкурса стали известны 12 августа. Программа «УМНИК» ориентирована на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей.
Как известно, во многих 3D-играх есть навигация в пространственном интерфейсе – это как AR (augmentedreality/дополненная реальность), только внутри игрового мира. Основная идея проекта «Разработка технологической основы для создания мобильных приложений для навигации и визуализации 3D-контента внутри зданий с использованием технологии дополненной реальности», с которым Павел принял участие в конкурсе, состоит в применении AR-навигации для ориентации внутри реального здания. Такой подход, по мнению Павла и его команды, гораздо более удобен, нежели использование привычных карт и чертежей.
Мы будем разрабатывать веб-платформу для автоматического построения 3D-моделей здания по его чертежам, а также для кастомизации этой модели. Клиент предоставляет нам карту своего здания, 3D-модель генерируется автоматически, мы на её основе разрабатываем приложение для клиента
В настоящее время в рамках пилотного проекта разрабатывается программное обеспечение для навигации с использованием технологий AR вучебном корпусе МИЭМ НИУ ВШЭ. Работа шла еще в течение прошедшего 2019-2020 учебного года, разработка была представлена на «Техношоу» МИЭМ. «У нас сейчас есть прототип приложения на Android для навигации с использованием дополненной реальности в МИЭМе, – объясняет студент, – Сейчас мы его тестируем. Принцип работы такой: пользователь сканирует маркер, так определяется позиция и ориентация используемого устройства внутри 3D-модели здания; выбирает из списка аудиторию, приложение строит маршрут и дает указатели в дополненной реальности». Многие результаты планируется использовать в новом проекте: идея цифрового двойника будет задействована в веб-платформе, а алгоритмы позиционирования и навигации будут использоваться в конечных приложениях.
При отборе проектов на «Умник» учитывается их новизна, актуальность и конкурентоспособность на рынке. Компьютерного зрение, используемое в робототехнике с помощью камер с датчиками глубины, позволяет роботам ориентироваться внутри помещений. Инновационность проекта заключается в переносе этого функционала в смартфоны с обычной RGB камерой, где нейросети будут заменять датчики глубины, которых в абсолютном большинстве смартфонов нет. Таким образом, обычный смартфон, поддерживающий AR, будет давать точность позиционирования вплоть до нескольких сантиметров за счёт камер, и все это без построения дорогостоящей инфраструктуры. Важно упомянуть, что AR не побочный функционал для wow-эффекта, а ключевой источник информации о местоположении устройства. В исследовании и разработке этой технологии и заключается научно-техническая новизна проекта.
«Я изначально брался за проект, понимая, что есть спрос, и это перспективная идея для развития за пределами университета, – рассказывает Павел, – Уже после защиты проекта наш научный руководитель Ролич Алексей Юрьевич предложил поучаствовать в конкурсе Фонда содействия инновациям.Он помогал сформировать заявку для конкурса и консультировал по всем возникающим вопросам, что очень мне помогло».
По словам Павла, самым близким конкурентом его проекта является лондонский стартапARWay. В России есть похожий – стартап Navigine, технология которого обеспечивает локальное позиционирование и отслеживание местонахождения пользователя в здании с использованием Bluetooth-маячков iBeacon.
Но эта технология не даёт достаточную для использования ARточность позиционирования и информацию об ориентации устройства внутри здания. Иными словами, прямых аналогов заявленного проекта на российском рынке нет.
Сейчас команда состоит из трёх человек, они продолжают работу над приложением для МИЭМа. Помимо Павла, в группе проекта еще студентки 2 курса магистратуры Марина Фирсова и Диана Рахимова, которые обучаются на образовательной программе «Интернет вещей и киберфизические системы». Одна из основных задач на данный момент – набрать новых инициативных и заинтересованных студентов в команду. «Для реализации платформы нам нужны веб-разработчики, разработчики на C#, C++, Unity, – говорит Павел, – это база для создания прототипа платформы. На его основе нужно будет проверять гипотезы, чтобы сформировать ценностное предложение и образ конечного продукта».
Текст подготовила Полина Подкопаева, студентка МИЭМ