Носители премудрости: вынесет ли бумага натиск экранов?
Мысли, записанные при помощи компьютера, о будущем бумажных учебников в сфере высшего образования — по следам опроса, проведенного на портале Высшей школы экономики.
30 ноября на портале ГУ-ВШЭ закончился опрос «Цифра vs бумага», участники которого (в основном студенты, преподаватели и сотрудники университета) высказывали свое мнение о будущем бумажных и электронных учебников.
Результаты опроса можно обобщить следующим образом: во-первых, расставаться с «настоящей» книжкой, которая «в руках», мы не желаем; во-вторых, к «электронному» будущему не готовы; в-третьих, смирились с тем, что оно наступит. Первые два тезиса подтверждаются фактическими данными опроса, о справедливости третьего можно говорить, если сравнить нынешние цифры с цифрами похожего опроса, проводившегося больше года назад.
Выясняется, что, если доля «электронных» скептиков осталась почти неизменной (15 процентов против 13), то среди тех, кто предсказывает широкое распространение электронных текстов, значительно увеличилось количество «фаталистов». О том, что электронные учебники не просто размножатся, а вытеснят учебники традиционные, в 2009 году говорили около 20 процентов опрошенных, сейчас — более 40 процентов.
Данные опроса 2009 года:
Как вам кажется, каково место электронных учебников в образовании будущего? | ||
Электронные учебники вытеснят традиционные бумажные | 20,9% | 63 |
Электронные учебники будут существовать наравне с бумажными | 65,4% | 197 |
Электронные учебники займут узкую нишу | 8,3% | 25 |
Электронные учебники не получат распространения — всё равно все будут пользоваться традиционными бумажными учебниками | 5,0% | 15 |
Всего | 300 |
Данные опроса 2010 года:
Как вы считаете, будут ли учебники, изданные на бумаге, через какое-то время вытеснены учебниками в электронном виде? | ||
Да, к этому все идет | 42,0% | 103 |
Вряд ли | 42,4% | 104 |
Нет, этого не случится | 15,5% | 38 |
Всего | 245 |
Что могло спровоцировать такой сдвиг? Отчасти он объясняется не вполне идентичными формулировками вопросов, заданных читателям сайта сейчас и год назад. Но, возможно, стоит принять во внимание и то обстоятельство, что нынешняя выборка оказалась «разбавлена» новыми первокурсниками, которые демонстрируют значительно более высокую степень готовности отказаться от бумаги в пользу электронных носителей.
Наблюдается характерная обратная зависимость: по мере роста академического уровня респондентов, уверенно снижаются доли тех, кто готов перейти на электронные учебники: таких около 40 процентов среди студентов младших курсов, около 32 процентов среди старшекурсников и магистров и менее 25 процентов среди аспирантов и преподавателей. Примечательно также, что две трети профессорско-преподавательского состава полагает, что перехода на электронные носители вовсе не случится, в то время как студенты в своих прогнозах разделились почти поровну.
Готовы ли вы полностью перейти на учебную / научную литературу в электронном виде? | ||||||||
Студент 1–3 курсов | Студент 4–5 курсов / магистратуры | Аспирант | Преподаватель / исследователь | Сотрудник | Школьник | Другое (напишите, пожалуйста)... | Всего | |
Да, если это будет бесплатно | 32 | 13 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 56 |
Да, в любом случае это удобнее | 10 | 7 | 0 | 4 | 0 | 1 | 1 | 23 |
Нет | 65 | 42 | 9 | 17 | 5 | 7 | 8 | 153 |
Никогда не задумывался (-лась) | 3 | 5 | 3 | 1 | 0 | 1 | 0 | 13 |
Всего | 110 | 67 | 15 | 23 | 7 | 12 | 11 | 245 |
Как вы считаете, будут ли учебники, изданные на бумаге, через какое-то время вытеснены учебниками в электронном виде? | ||||||||
Студент 1–3 курсов | Студент 4–5 курсов / магистратуры | Аспирант | Преподаватель / исследователь | Сотрудник | Школьник | Другое (напишите, пожалуйста)... | Всего | |
Да, к этому все идет | 49 | 30 | 5 | 8 | 3 | 6 | 2 | 103 |
Вряд ли | 50 | 21 | 8 | 11 | 4 | 2 | 8 | 104 |
Нет, этого не случится | 11 | 16 | 2 | 4 | 0 | 4 | 1 | 38 |
Всего | 110 | 67 | 15 | 23 | 7 | 12 | 11 | 245 |
«Взяв в руки книгу, полистав ее, ты сразу можешь определить, хочешь читать ее или нет. С электронной книгой все сложнее», — так объясняет свои сомнения один из преподавателей ГУ-ВШЭ. Но противопоставление бумажных и электронных учебников является в значительной мере искусственным: бумажные и электронные носители, скорее, дополняют друг друга. Печатные книги, как отмечали в ходе опроса их поклонники, «не зависят от источников электричества», их «можно читать, лежа в парке или в ванне», от них «меньше устают глаза», наконец, они просто «очень приятно пахнут». «Когда держишь книги в руках, это совершенно другое ощущение, — признаются опрошенные. — В них чувствуется спокойствие, история, особая атмосфера».
Зато электронные носители значительно более компактны, дешевы и обеспечивают возможность быстрого поиска по тексту нужной информации. «Тридцать три учебника к семинару умещаются в тоненькой электронной “читалке”, которая по объему меньше блочной тетради, — пишет в своем комментарии к опросу студент Вышки. — Скачал, залил — и читай!»
Так что опасаться стоит не «оцифровывания» знания, а наметившегося «технологического» разрыва между учителями и учениками. Многократно подчеркивалось, что одна из задач современного преподавателя заключается в обучении студентов «навигации» по безграничному объему знаний. Но как это сделать, если учитель сам не готов воспользоваться компасом?
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Ядерная политика должна способствовать сдерживанию, но не приводить к эскалации»
В агентстве ТАСС прошла презентация книги директора Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ Сергея Авакянца, научного руководителя ИМВЭС НИУ ВШЭ Дмитрия Тренина и научного руководителя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова «От сдерживания к устрашению. Ядерное оружие, геополитика, коалиционная стратегия».
ИД ВШЭ принял участие в международной книжной ярмарке non/fiction
В начале апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fiction Весна». В ней приняли участие более 250 издательств, посетили ярмарку 42 266 человек. Издательский дом Высшей школы экономики — постоянный участник ярмарки, традиционно готовящий к ее началу книжные новинки.
«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»
В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.
Почему столь устойчивы ошибочные представления об удаче и таланте
В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии» Роберта Фрэнка — одного из наиболее известных современных специалистов по поведенческой экономике. IQ.HSE публикует фрагмент из книги про роль удачи в успехе и «депрессивный реализм».
Евро как «легкомысленный эксперимент»
В Издательском доме ВШЭ вышла книга немецкого экономического социолога Вольфганга Штрика «Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма». IQ.HSE публикует фрагмент из книги, в котором обсуждается введения евро и его последствия.
Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»
Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским*. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.
Александр Архангельский* стал одним из победителей «Большой книги»
Жюри национальной литературной премии «Большая книга» присудило второе место роману профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Александра Архангельского* «Бюро проверки». Церемония награждения победителей премии прошла 4 декабря.
Нейролирика
В книжной серии журнала «Контекст» вышла первая книга стихов, созданных нейронной сетью. Сборник «Нейролирика» объединил тексты, написанные в стиле поэтов разных эпох, от античности в русском переводе до Серебряного века и современности. Автор эксперимента, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов, рассказал IQ.HSE, зачем нужна компьютерная поэзия, и как это работает.
Беовульф, или Туда и обратно
Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.
Список литературы: non/fiction-2018
28 ноября стартует книжная ярмарка Non/fiction. Руководитель проекта издательского дома ВШЭ Александр Павлов рекомендует, на что непременно стоит обратить внимание.