«...И быстрота реакции на вызовы времени»
Валерия Касамара — новый директор по связям с общественностью ГУ-ВШЭ. Мечтает о том, чтобы в ближайшем будущем Вышка стала настоящим российским Гарвардом со своим студенческим городком и именем, известным во всем мире.
— Валерия Александровна, вы шесть лет проработали на факультете прикладной политологии, сейчас возглавили дирекцию по связям с общественностью ВШЭ. Как вы оцениваете ситуацию, намечены ли уже планы развития дирекции?
— Для начала хотелось бы сказать, что продвижение бренда такого университета, как наш, — процесс чрезвычайно увлекательный, но сложный. За 18 лет в Высшей школе экономики наработан неплохой багаж: дирекция по связям с общественностью является практически пиар-агентством полного цикла, в котором трудятся настоящие профессионалы. Постоянно растет число публикаций в СМИ статей наших экспертов, создан журналистский пул, отлажены рекламные связи, разработан бренд-бук, проделано много другой важной и полезной работы. Но мы же в Вышке все перфекционисты! И если уж стали Национальным исследовательским, крупнейшим в Восточной Европе социально-экономическим университетом, если ставим перед собой самые амбициозные задачи, то соответствовать этому уровню должны все подразделения, а дирекция по связям с общественностью должна быть в авангарде. Поэтому дирекция должна не просто провести определенное количество пресс-конференций или обеспечить университет сувенирной продукцией, а должна стать подразделением, которое гармонизирует психологическую атмосферу в университете. Подразделением, которое чутко реагирует на потребности и нужды всех внутренних структур университета, помогает грамотно позиционировать себя за его стенами.
— Ваши первые шаги в этом направлении?
— На сегодняшний день Высшая школа экономики — это очень сложный организм, поэтому, чтобы не быть колоссом на глиняных ногах, нам необходимо окрепнуть изнутри, то есть цементировать здание университета человеческими взаимоотношениями. Нам необходимо лучше узнать своих коллег. На мой взгляд, Вышка — это средоточие уникальных людей, которые пока что не до конца знают друг друга. Этому познанию препятствует и разрозненность наших подразделений и факультетов. Как поется в студенческом гимне, наше «тело растянуло по Москве, даже Питер не остался в стороне», да еще и Пермь с Нижним Новгородом. Поэтому в первую очередь нам надо развивать внутренние связи, выстраивать взаимодействие как на студенческом, так и на преподавательском уровне.
Для укрепления внутренних коммуникаций эффективно привлекать к работе дирекции студентов, ведь кому, как не им, рассказывать миру о своем любимом университете. По сути, вся Вышка — это большое пиар-агентство: у нас есть и журналисты, и логисты, и рекламисты, и бизнес-инкубаторы, проектные группы и лаборатории. Если всем объединиться, то со студенческим задором можно и профессиональную пиар-кампанию провести, и бренд университета продвинуть, а главное — укрепить корпоративный дух.
Поэтому в настоящее время для реализации того, что запланировано в плане внутреннего пиара, сотрудники дирекции уже переориентировались на тесное взаимодействие с факультетами. Мы должны понимать, чем наши факультеты, институты, лаборатории живут и дышат. Сотрудники дирекции должны знать и чувствовать специфику факультетов, уметь вычленять наиболее актуальные для них пиар-задачи и помогать их решать.
Оценивая итоги работы над новым буклетом для Дней открытых дверей ВШЭ, могу с уверенностью сказать, что почва для плодотворного сотрудничества у нас имеется. Летом, в то время как вся Москва, задыхаясь от смога, эвакуировалась в прохладные турецкие края, все факультеты и отделения Вышки помогали нам готовить материал для буклета. И в экстремальные сроки, в экстремальных погодных условиях мы все-таки подготовили его к выпуску. Или, например, несмотря на 24-часовую занятость в связи с подготовкой Дня первокурсника, студенты из вышкинского клуба СтС помогли нам собрать необходимый видеоматериал для нового презентационного ролика ГУ-ВШЭ для сентябрьских Дней открытых дверей.
Еще одним важным внутренним направлением является активное взаимодействие с филиалами Вышки. Летом мы провели в Москве несколько плодотворных встреч с коллегами, которые занимаются пиаром в филиалах, для того чтобы обсудить план совместной работы на 2011 год, продумать, как создать единое информационное пространство, которое позволит укрепить идентичность.
— На что будет направлен внешний пиар, какие задачи стоят перед дирекцией в этой области?
— Сегодня у Вышки есть имидж прикладного университета, после окончания которого выпускникам на работе не только не скажут «забудьте все, чему вас учили», но еще и будут у них учиться. Практиками мы остались, но в 2009-м мы получили статус Национального исследовательского университета. Поэтому приоритетным направлением сейчас для нас является продвижение научно-исследовательской составляющей бренда Вышки.
И опять придумывать ничего не надо, надо только всем об этом рассказать. И про многочисленные проекты в наших научных лабораториях, и про статьи в западных реферируемых журналах, и про проекты Центра фундаментальных исследований. На наших площадках ежегодно проходят сотни конференций, в том числе международных.
Еще одна задача — демифологизация образа Высшей школы экономики за пределами Москвы. Например, во многих регионах России до сих пор существует устойчивое мнение, что ВШЭ — это не государственный вуз или вообще не вуз. Как шутят студенты из вышкинского клуба «НИИ Смешно»: «Быть первокурсником Вышки — это отвечать своим бабушкам и дедушкам: "Да! Высшая школа экономики — это университет, а не школа!"». Сколько бы мы ни писали — Государственный университет — Высшая школа экономики, сейчас — Национальный исследовательский университет, почему-то сохраняется стереотип, что мы частная лавочка и, естественно, что все места здесь платные. И если в Москве и Московской области этот миф относительно развеян, то в регионах, в которых я много бывала, участвуя в качестве заместителя декана в проведении Дней открытых дверей факультета прикладной политологии, первое, с чем я сталкивалась, это удивление по поводу наличия у нас бюджетных мест. Последней каплей обычно бывает мое заявление о том, что у нас еще и бюджетная аспирантура есть и что мы заинтересованы во внешних аспирантах.
Еще один миф — в Вышку невозможно поступить самому, обучение безумно дорого стоит, это приходится слышать даже в Москве. Хотя на самом деле мы с вами знаем, что половина наших студентов учится на бюджете и в университете действует, на мой взгляд, одна из самых прозрачных и продуманных систем скидок как в бакалавриате, так и в магистратуре. Так что нам предстоит побороться с этими предрассудками, для чего просто жизненно необходим выход на региональные средства массовой информации, а также создание своего пула региональных журналистов.
— Представим такую ситуацию, что вам необходимо описать Вышку человеку, который ничего о ней не знает. Какие ключевые слова вы бы использовали для описания университета?
— Ключевые слова — гибкость, динамичность, адекватность и быстрота реакции на вызовы времени. Аналогов нашему развитию в российском и европейском образовательных пространствах просто нет: если взять любое образовательное учреждение, которое было создано примерно в те же годы, что и ВШЭ, то мы вне конкуренции. На сегодняшний день мы — крупнейшее образовательное учреждение на территории Европы, которое за такой короткий отрезок времени смогло достичь таких высот. Вышка методично занимает лидирующее положение в российских образовательных рейтингах и планомерно поднимается наверх в зарубежных.
Но, несмотря на успехи, у нас нет чванливости и снобизма, поэтому мы обращаем внимание на конкурентов. Возможно, мы ведем себя на рынке образования более агрессивно, чем они, но эта агрессивность позволяет нам все время расти. И что мне импонирует — мы беспокойные и неудовлетворенные, как все молодые, нам все время что-то нужно новое, поэтому Вышка не останавливается на достигнутом, она непредсказуема, и я ее люблю.
— Ставите ли вы себе какие-либо сроки, которые станут маркерами успешности деятельности дирекции?
— Пиар — это процесс, он идет вместе с жизнью. Когда я пришла на факультет политологии, мы рисовали себе какие-то сроки и начали с ревизии учебного плана. Первый год мы только тем и занимались, что что-то придумывали, перестраивали. И в тот момент, когда нам показалось, что мы вышли на какие-то высоты, жизнь развернулась так, что пришлось все делать заново. Сейчас ровно такая же ситуация. И я понимаю, что проставлять какие-то метки и рубежи практически невозможно, но важно с самого начала делать все на максимуме своих возможностей.
Мы, конечно, пытаемся разработать некую систему индикаторов нашей деятельности, не такую примитивную, как количество упоминаний в СМИ и тираж буклетов, хотя это тоже маркеры. Но, на мой взгляд, значительно более важным показателем грамотной работы пиар-дирекции является то, что университет, включая филиалы, ощущает себя единой корпорацией.
А если говорить о показателях, которые мы можем пощупать, то, прежде всего, это число абитуриентов. На этой неделе идут и на следующей продолжатся Дни открытых дверей факультетов и отделений, и то, сколько людей придет на эти мероприятия, а затем сколько из них станут слушателями факультета довузовской подготовки ВШЭ, а потом подадут документы в Вышку — тоже индикатор нашей деятельности, хотя прямой корреляции здесь нет. Все-таки в значительной степени успешность вуза — заслуга его преподавателей, а не пиара в чистом виде.
В целом хочется, чтобы рос конкурс, увеличивалось число абитуриентов, чтобы факультет довузовской подготовки не знал отбоя в желающих заниматься. Сейчас идет прием в аспирантуру, и мы с волнением следим за динамикой набора не просто потому, что это тоже индикатор нашей работы, а потому что хочется, чтобы было много аспирантов, потому что именно за счет притока новых людей, новой крови и возможно постоянное обновление и движение.
— А если бы вы были абитуриенткой, то какой факультет Вышки бы выбрали?
— Я бы с удовольствием пошла на искусствоведение. Жаль, что пока такого факультета в Вышке нет. Но думаю, учитывая темпы нашего развития, в ближайшие несколько лет он обязательно появится. Очень хочется, чтобы скоро мы стали настоящим российским Гарвардом со своим студенческим городком, развитой инфраструктурой и именем, известным во всем мире.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
Университетские пиарщики из Югры и Якутии окончили курс ДПО для PR-директоров в Вышке
Завершилось обучение третьего потока программы ДПО «Управление информационными процессами в PR» для пиар-директоров от Центра медиапрактик НИУ ВШЭ в 2023 году. Курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики окончили руководители отделов по связям с общественностью Югорского и Северо-Восточного университетов.
Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ
Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.
В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий
Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.
Вышка разрабатывает новую программу развития
15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.
Студенты НИУ ВШЭ стали победителями деловой игры «PRактика»
В Москве состоялся финал XIV ежегодной деловой игры «PRактика» для студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Членами жюри традиционно выступили представители крупных компаний, таких как Villagio Estate, Canon, Nestle и др. Команда второкурсников ВШЭ заняла в ней первое место.
Как зарабатывает и тратит университет
30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.
ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях
Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.
Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым
9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.
Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается
Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.