Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Директор по развитию преподавательского мастерства Андрей Дементьев провел мастер-класс «Как ИИ меняет среду образования» в рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке».
Андрей Дементьев
В грамотно сконструированной современной среде обучения преподаватели перестали играть роль читающего лекцию или излагающего материал по книге. Это уходящий в прошлое рудимент прежней эпохи. Сейчас преподаваемые знания конкурируют с информацией из интернета и социальных сетей. «Более того, доступ к знаниям все чаще опосредуется нейронными сетями, а проверка знаний, демонстрируемых не без помощи больших языковых моделей, сталкивается с определенными трудностями», — пояснил докладчик.
Анализ результатов обучения с помощью ИИ изменил подход к планированию курсов: обработка больших массивов данных, которая была довольно трудоемкой, стала достаточно легкой. Это позволило индивидуализировать подход к обучению. Условно говоря, теперь преподаватель может одну и ту же книгу разным студентам читать по-разному и использовать ИИ для создания персонализированных образовательных траекторий. Но интересующиеся и любопытные студенты и без участия преподавателя способны формировать контент курса, для чего уже сейчас активно используются ИИ-модели. Поэтому в открытой ИИ среде обучения важно, чтобы преподаватель как эксперт служил для студентов авторитетом, мерилом достоверности и точности информации, предоставляемой ИИ.
Главный вопрос, который в этой связи встает перед преподавателями, — могут ли они доверить ИИ структурирование знаний, отметил Андрей Дементьев. Пока большинство из них отвечает на этот вопрос отрицательно.
Вместе с тем ИИ не только становится помощником преподавателя, но и конкурирует с ним за внимание учащихся. Преподаватель, который не умеет использовать ИИ как инструмент, рискует потерять авторитет. Успешное применение ИИ требует от преподавателя соответствующих навыков, а также умения оценивать взаимодействие студента с ИИ, анализируя его когнитивные стратегии. По мнению Андрея Дементьева, использование ИИ студентами меняет когнитивные процессы обучения, смещая фокус с запоминания на экспертную оценку и анализ.
Оценка результатов обучения должна учитывать как вклад искусственного интеллекта, так и «естественный интеллект» студента, включая сам процесс решения задачи, а не только конечный результат.
Формулирование и планирование результатов обучения также должно учитывать уровень ИИ-грамотности студентов. Для творческих, объемных и сложных заданий необходимо четко указывать, что использование ИИ не просто разрешено, а необходимо для достижения максимального результата.
При этом важно пересмотреть критерии оценивания таких заданий, сфокусировавшись на способности формулировать задачу для ИИ, корректировать ход ее выполнения и анализировать результаты, полученные с помощью ИИ. В такой системе оценивания становится видимым сам процесс диалога с ИИ, в котором и проявляются оцениваемые компетенции студента. К примеру, оценивая стратегию промптинга, сравнивая и анализируя ответы ИИ на разные на формулировки запроса, студенты могут демонстрировать предметное знание. В процессе поиска ответа на заданный вопрос студент выбирает оптимальный промпт, демонстрируя понимание предмета и исключая угадывание. Преподаватель таким образом получает протокол когнитивных действий студента, оценивая его мыслительный процесс, а не только доступ к информационным ресурсам.
Андрей Дементьев продемонстрировал метод оценки студенческих навыков при взаимодействии с ИИ, используя GigaChat. Многократное уточнение промпта позволяет оценить способность студента задавать уточняющие вопросы и анализировать ответы, достигая желаемого результата за минимальное количество шагов.
«В открытой среде искусственный интеллект предоставляет доступ к информации, а преподаватель выступает в роли активного фасилитатора действий, направленных на самостоятельное изучение контента, опосредованное ИИ. Преподаватель может повлиять на внешнюю и внутреннюю мотивацию студента. Эта роль в сегодняшней ситуации, может быть, даже более ответственная, чем раньше», — подчеркнул он.
Преподаватель контролирует процесс обучения и осуществляет персонализированную обратную связь, играя роль эксперта и оценивая взаимодействие студента с ИИ. Это требует от него высокой квалификации и готовности к работе в открытой среде с постоянно растущим объемом информации, резюмировал докладчик.
В ходе мастер-класса Андрей Дементьев провел мозговой штурм по угрозам ИИ для образования. С одной стороны участвовали люди, с другой — ИИ. Участники-люди среди угроз чаще называют нарушение конфиденциальности и дегуманизацию образования. Также выделялись проблемы неравного доступа к образовательным ресурсам и профессионального выгорания преподавателей. Искусственный интеллект выявил риски, которые участники-люди не назвали: зависимость от технологий, проблемы с мотивацией, утрату критического мышления и деградацию социальных навыков. При этом ИИ продемонстрировал не только генерацию идей, но и их обобщение и ранжирование по вероятности.
Вам также может быть интересно:
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.