«Коммуникации сегодня выходят за пределы классического применения диджитал-инструментов»
НИУ ВШЭ запускает бакалавриат «Глобальные цифровые коммуникации». Новая онлайн-программа Школы коммуникаций дает студентам метанавыки, учит общаться с искусственным интеллектом и ставить ему задачи, развивает критическое мышление и вдохновляет на командную работу при создании креативных проектов. Выпускники онлайн-бакалавриата смогут проводить аналитические исследования с использованием Python, SQL и стратегически подходить к коммуникационным задачам глобального уровня.
Академический руководитель онлайн-программы Олег Владес объяснил, почему специалисту по коммуникациям необходимо уметь анализировать данные на маркетплейсах, смогут ли машины генерировать смыслы с нуля и как в бакалавриате обстоят дела с базовыми навыками коммуникатора.
— Искусственный интеллект как сверхскоростной генератор контента уверенно заходит на территорию экспертов по коммуникациям. Представляет ли он угрозу для профессионалов этой сферы?
— Если говорить о генерации текста, то такие возможности появились не вчера. Уже более десяти лет СМИ используют технологии создания автоматически генерируемого контента — от биржевых сводок и обзоров спортивных матчей до прогнозов погоды. Работы по созданию более осмысленных и сложных текстов машиной не останавливались. Текущее качество сгенерированного контента почти приблизилось к литературному.
Не так давно распознавание и перевод речи в текст компьютером навсегда изменило потребности в диктофонах и в услугах транскрибирования записи. Текущая модель генерации текстов, описывающая события, может заменить стенографиста, в реальном времени создающего заметки и выделяющего смыслы. Функции написания выводов в ближайшем времени скорректируют потребности в специалистах, так как теперь будут под силу большому количеству людей без профессиональной подготовки. Следующим этапом развития технологий может стать автоматическое создание смыслов с нуля. Вопрос будет оставаться в том, появятся ли потребители у данных смыслов и как высоко они будут оценены.
Коммуникации сегодня выходят за пределы классического применения диджитал-инструментов.
На 4-м курсе у нас запланирована дисциплина «Коммуникации с искусственным интеллектом». Студенты будут учиться работать с ИИ: анализировать данные и автоматизировать управленческие функции, использовать AI-инструменты для работы с текстами и графикой, применять искусственный интеллект в области дизайна, осваивать промпт-инжиниринг
Профессионалы в любой отрасли, коммуникации не являются исключением, обычно выделяются тем, что почти всегда используют прорывные инструменты в своей работе и благодаря этому становятся еще более эффективными и производительными, выходя раз за разом на новый уровень.
— Как, помимо распространения ИИ, изменилось диджитал-пространство? С какими новыми задачами, контентом работают специалисты по цифровым коммуникациям?
— Диджитал-пространство растет, скорости обмена информацией повышаются, что напрямую влияет на тип и формат контента, который становится потоковым и высокопроизводительным. Также с ростом международного трансграничного общения между пользователями Сети и появления новых сущностей, например метапространств, возникают потребности в организации новых процессов взаимодействия. Специалисты по коммуникациям должны постоянно осваивать новые инструменты. Например, регулярное проведение интерактивных онлайн-мероприятий на 1000–2000 человек становится рутиной, хотя несколько лет назад было в новинку. Управление полностью синхронным опытом взаимодействия людей переходит из компьютерных игр в мир рабочих коммуникаций.
— Программа делает акцент на глобальную ориентацию. В чем особенность цифровых коммуникаций в неевропейских медиапространствах, куда активно заходят российские специалисты?
— Мы даем студентам понимание уникальности каждой страны в подходах и инструментах коммуникации. Например, возьмем рынок Объединенных Арабских Эмиратов. Регион имеет свои коммуникационные особенности: вы не сможете совершать голосовые звонки через знакомый большинству мессенджер WhatsApp, но при этом именно WhatsApp повсеместно используется в качестве золотого стандарта для коммуникации мелкими компаниями и крупными корпорациями, но исключительно в формате текстового общения или отправки голосовых сообщений. В ОАЭ достаточно широко используются локальные мессенджеры GoChat или Botim, они пока неизвестны российским специалистам по коммуникации, но их необходимо освоить для работы в местном медиапространстве. Такие особенности имеются в каждом регионе, их понимание позволит нашим студентам быстро приспособиться к работе с клиентами в новом информационном поле.
— Как за последние годы изменились инструменты исследования клиентского пути и как это отразилось на программе?
— Путь клиента сейчас находится под самым пристальным вниманием маркетологов. Измеряется поведение клиентов на страницах веб-сайтов, в мобильных приложениях, в магазинах приложений, в маркетплейсах. Учитываются нюансы в поведении отдельных групп пользователей, которые по-разному проявляют себя в офлайн-пространстве, оставляя цифровой след от использования смартфонов. Весь массив данных формирует информацию о потребителях. Современные инструменты маркировки и атрибуции постоянно совершенствуют методы определения пользователя и его поведение.
В рамках программы читаются такие дисциплины, как «Исследования и анализ структурированных и неструктурированных данных в интернете», «Исследование клиентского пути и анализ данных в маркетплейсах и суперприложениях», «Профессиональная сертификация Data Analytics», что полностью соответствует современным трендам и потребностям в аналитике. Мы учим визуализировать и интерпретировать собранные данные в ручном и автоматическом режимах.
— Помимо развития цифровых компетенций, обучает ли программа классическим навыкам коммуникативного стратега?
— Безусловно! Студенты обучаются основам менеджмента, маркетинга, теории коммуникации, истории рекламы, экономике, брендингу, продюсированию контента, креативу, административно-правовому регулированию сферы коммуникаций, управлению репутацией. Эта база знаний позволяет уверенно заложить фундамент в классическом понимании.
— Насколько тесно студенты сотрудничают с будущими работодателями, экспертами из бизнеса?
— Студенты сталкиваются с работодателями в первый раз непосредственно на занятиях. Большая часть преподавателей на программе — это практики индустрии коммуникаций.
Также достаточно широко представлен формат реализации проектов под запрос клиентов с рынка в рамках выполнения самостоятельных и групповых студенческих работ.
— Почему новая программа Школы коммуникаций реализуется в онлайн-формате?
— Если кратко — опыт и знания. Мы умеем обеспечивать высочайшую эффективность проведения онлайн-занятий с использованием современных технологий обучения и контролировать процесс. На наших двух бакалаврских офлайн-программах мы успешно отработали опыт ковида в течение двух лет. В онлайн-формате были лекции, семинары, тесты, проверки групповых проектов и экзамены. Мы провели первый в истории наших образовательных программ онлайн-выпускной. Нами запущена и успешно реализуется магистерская онлайн-программа.
— Приобретают ли студенты во время обучения организационные и управленческие навыки, учитывая удаленный формат?
— Именно специфика дистанционного обучения тренирует навык распределенной работы. С самого первого дня учебы наши студенты учатся работать и выполнять задания, когда над ними не нависает «контролер». Студенты получат не только новые знания, но и гибкие организационные навыки. Мы учим работать в распределенных командах независимо от места и времени. Умение управлять собой, временем, членами распределенной команды очень высоко ценится.
— Будет ли организован для абитуриентов день открытых дверей, чтобы они могли поближе познакомиться с программой?
— Мы решили провести первый ДОД в нестандартную дату — 29 февраля 2024 года с началом в 19:00. Только через четыре года мы сможем повторить нечто подобное, но уверен, что к этому моменту, помимо новых абитуриентов, с нами будут текущие студенты онлайн-программы, прошедшие почти весь путь обучения от начала и до конца, чтобы поделиться опытом со следующим поколением студентов.
Зарегистрироваться на день открытых дверей
Текст: Екатерина Зиньковская, «Вышка Онлайн»
Вам также может быть интересно:
Почти половина российских учителей видит в цифровых коммуникациях возможности для мотивации школьников
45% российских учителей считают, что использование цифровых средств коммуникации (мессенджеров) позволяет им мотивировать учеников. На общение с родителями, учениками и коллегами педагоги тратят в среднем в неделю чуть более 7 часов, из них 6 — в дистанционном формате. Такие данные содержатся в исследовании Института образования Высшей школы экономики, проведенного при поддержке образовательного сервиса «Сферум».
4 причины поступить на программу «Коммуникации, основанные на данных»
До 16 августа продолжается прием в магистратуру Вышки, которая готовит профессионалов в сфере цифровых рекламных коммуникаций. Рассказываем, почему нельзя упускать шанс поступить на эту программу.