Николай Куричев: «Мы хотели создать географическое образование нового поколения, и нам это удалось»
Факультет географии и геоинформационных технологий открылся в НИУ ВШЭ в 2019 году, в 2020-м прошел первый набор в бакалавриат, а в 2022-м появилась первая магистерская программа. Как возникла идея обучать географов в стенах Высшей школы экономики, каких результатов удалось достичь и с какими трудностями пришлось столкнуться за прошедшие годы, рассказал декан факультета Николай Куричев.
— Как начиналась география в Вышке?
— Действительно, прошедшей осенью нам исполнилось три года. С самого начала мы создавали факультет в сотрудничестве с Институтом географии РАН и стремились создать географическое образование нового поколения, используя сильные стороны Вышки с точки зрения организации современного образовательного процесса и научный задел, который есть у Института географии. Первое, что мы сделали, — это программа бакалавриата, которая работает с 2020 года.
В нашей программе со сложным названием «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» заложены ключевые идеи, которые, на наш взгляд, должны отличать современное географическое образование. Первая — чтобы все географы, независимо от того, чем конкретно они занимаются, на высоком уровне владели современными методами географии: работа с пространственными данными, геоинформационные технологии, работа с данными дистанционного зондирования Земли со спутников и беспилотников и тому подобное. Вторая большая идея — это необходимость объединения частных направлений географии вокруг крупных больших проблем.
25 марта в корпусе Вышки на Покровском бульваре, 11, состоится день открытых дверей образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Мероприятие пройдет очно с онлайн-трансляцией. Начало в 14:00. Для офлайн-участия необходимо зарегистрироваться с до 17:59 (мск) 23 марта. На встрече можно будет задать вопросы по поступлению, процессу обучения, специфике и различных возможностях, а также узнать о современных географических исследованиях и будущем географии.
Мир стремительно меняется, природные и социальные изменения по-разному проявляются на разных территориях. В этом плане большие города кардинально отличаются от малых, развитые страны — от развивающихся, арктические регионы — от тропических и т.д. В свою очередь, на каждой конкретной территории эти процессы разного плана и разного уровня очень тесно переплетаются. Можно сказать, что суть географии в том, что она изучает эти многоплановые процессы на территории. На выходе из бакалавриата мы хотели бы видеть выпускника, с одной стороны, методически очень продвинутого, владеющего всем современным инструментарием, с другой стороны, такого человека, для которого этот инструментарий не самоцель, и он глубоко понимает содержание тех проблем, с которыми сталкивается общество, экономика, государство. Единство инструментария, проблематики и теоретических больших концепций, которые за этим стоят, — это идеал нашего выпускника в бакалавриате.
Университет — это не про обучение навыкам и даже не про знания. Университет — это один из важнейших институтов развития цивилизации, объединяющий создание нового знания, передачу знания между поколениями, применение знания на практике и передачу ценностей, которые поддерживают все эти процессы
Именно поэтому очень важно, чтобы университет не только учил, но и воспитывал, чтобы он транслировал правильные ценностные установки. Первое — это интеллектуальная честность, недопустимость обмана своих коллег, преподавателей и в первую очередь — самообмана. Еще один пункт — ответственность. Университет — свободное пространство, где студент в значительной степени может выбрать, чему и как он учится, и именно поэтому он же и отвечает за достигнутые результаты. И наконец, это уважение к коллегам, к младшим и старшим товарищам, способность вести уважительную дискуссию даже по острым вопросам. Готовность критиковать и слышать критику и в то же время готовность не переходить в этой критике на личности. Мне кажется, такая база невероятно важна в современном мире, и не только географам, конечно.
— Что изменилось на факультете в 2022 году?
— В 2022 году мы столкнулись с целым комплексом проблем и вызовов. Мне кажется, здесь есть два слоя. Первый уровень — это сравнительно частные проблемы: доступ к программному обеспечению, прекращение поставок оборудования, данных и так далее. Это все преодолимые трудности, которые требуют дополнительной работы и издержек, но никаким критическим образом на нашем развитии они не сказались. Второй, более сложный вопрос, — это люди. Наши взаимодействия с иностранными коллегами резко усложнились, возникли дополнительные многочисленные барьеры, в основном со стороны иностранных государств. Некоторые наши коллеги уехали за границу. Тем не менее мы справляемся с этими проблемами. Все те образовательные и научные планы, которые у нас были, мы реализуем.
— В прошлом году на факультете открылась новая магистерская программа «Управление низкоуглеродным развитием». Это реакция на запрос извне?
— Мы приняли решение, что будем создавать эту магистерскую программу, в 2021 году. Занялись этой темой, потому что в последние несколько лет климатическая и углеродная проблематика вышла на первый план. Всем стало очевидно, что это новый контур регулирования мировой экономики, чрезвычайно важный уже сейчас, и значение его будет дальше расти. В России эти процессы шли с опозданием, но в 2020–2021 годах эта тема действительно переживала колоссальный бум. Тем временем в России на 2021 год не было ни одной образовательной программы, специально посвященной климатической политике, низкоуглеродному развитию, углеродным рынкам и так далее. Очевидная лакуна. Мы отреагировали на прикладной запрос, и это оказалось стратегически очень правильным ходом.
18 марта очно с онлайн-трансляцией пройдет день открытых дверей образовательной программы «Управление низкоуглеродным развитием». Для офлайн-участия необходимо зарегистрироваться до 17:59 (мск) 16 марта. На встрече обсудят вопросы по поступлению, процессу обучения, специфике и различным возможностям магистерской программы, готовящей специалистов, которые будут разрабатывать корпоративные и государственные стратегии низкоуглеродного развития, реализовывать климатические проекты, работать на углеродных рынках, а также проводить научные исследования по данной тематике. Подробнее о мероприятии можно узнать на сайте факультета.
В 2022 году мы набрали хороших студентов, у нас был высокий конкурс на программу. Что самое главное, к нам пришли очень мотивированные люди, большинство из которых — не вчерашние бакалавры, а профессионалы, уже несколько лет находящиеся в отрасли и нуждающиеся в системных знаниях по проблематике низкоуглеродного развития. В некоторых вопросах они действительно эксперты, и, самое главное, они четко понимают, чего они хотят. В 2022 году, несмотря на сложные внешние условия, развитие климатической повестки в России не остановилось, государство и бизнес продолжают этим заниматься, регуляторика принимается, компании свои планы тоже продолжают реализовывать. Это открывает перед нами новые возможности по прикладным проектам.
— Как развивается тематика низкоуглеродного развития на факультете?
— Открытие магистерской программы позволило нам собрать вокруг факультета небольшое, но сильное сообщество специалистов по климатической проблематике, углеродному регулированию, природно-климатическим проектам. Но с этими людьми мы занимаемся не только преподаванием, но и прикладными научными проектами. Мы сейчас подходим к тому, чтобы в диалоге с Министерством образования и науки на базе НИУ ВШЭ и нашего факультета создать Центр природно-климатических решений. Это будет прикладное подразделение, главная цель которого — экспертно содействовать развитию рынка природно-климатических проектов по поглощению углерода в России. Это большая перспективная отрасль. Но, чтобы этот потенциал раскрыть, нужно решить целый ряд проблем, которые сейчас сдерживают ее развитие.
Нужно разрабатывать методологии таких проектов, соответствующие международным стандартам. Нужно решать вопросы с регуляторикой — и в части собственно углеродного рынка, и в части лесного и земельного законодательства. Нужно наконец заняться оценкой экономически эффективного потенциала природно-климатических проектов, без этого все планы по развитию отрасли и учету этих результатов в национальной стратегии низкоуглеродного развития висят в воздухе. А для этого нужно разрабатывать инструменты оценки потенциала поглощения и расчета себестоимости углеродных единиц. Наконец, нужно готовить и сертифицировать кадры для отрасли, которых остро не хватает. Если резюмировать, то задачи центра охватывают все ключевые аспекты развития рынка природно-климатических проектов.
— Какие у факультета дальнейшие планы по развитию научных направлений?
— В 2020 году мы занимались практически исключительно образованием, в 2021–2022 годах стали заниматься также и исследованиями. У нас наметился определенный вектор движения. Он связан с климатической проблематикой, но не столько с вопросами низкоуглеродного развития, сколько с вопросами адаптации к тем природным изменениям, которые неизбежно будут происходить.
Сейчас уже и в мире, и в России формируется понимание того, что какие бы усилия по смягчению изменения климата мы ни предпринимали, остановить этот процесс невозможно. Последствия будут, и они будут масштабными
Где-то это волны жары, где-то засухи, распространение вредителей в лесах, увеличение частоты лесных пожаров, изменение стока рек и так далее. Эти риски надо оценивать и иметь научно обоснованные механизмы адаптации к этим изменениям. Мы в 2023 году планируем активно заниматься этой тематикой. Она многоплановая, здесь нужно соединять климатическое моделирование, данные дистанционного зондирования о состоянии землепользования и растительного покрова с общественно-географической проблематикой, с пониманием того, как люди расселены на территории, какова экономическая специализация тех или иных муниципалитетов, как происходят миграции, как меняется качество жизни и так далее.
— На вашем факультете работает Центр геоданных, который занимается в том числе прикладными проектами. Расскажите про ключевые.
— Мы открыли Центр геоданных в сентябре 2021 года, там работает небольшая группа, которая призвана систематизировать работу с пространственными данными на факультете, собирать те данные, которые возникают в ходе исследовательских проектов наших коллег и проектов наших студентов, помогать другим подразделениям Вышки и работать с пространственными данными в рамках их проектов. Такая необходимость возникает у многих подразделений: экономистов, социологов, урбанистов, коллег из Института статистических исследований и экономики знаний и так далее.
Например, мы участвовали в большом проекте Вышки с Норильском по созданию концепции озеленения в городе и по применению природно-климатических решений для задач городского развития, повышения качества жизни. Сейчас мы находимся в диалоге с рядом крупных банков по проблемам оценки климатических рисков и других видов природных рисков, поскольку частота различных опасных природных явлений увеличивается и связанные с ними убытки тоже растут. Можно сказать, что Центр геоданных стал проектным офисом факультета: коллеги не только сами решают задачи, связанные с обработкой пространственных данных, но и привлекают специалистов-географов, глубоко погруженных в данную проблему.
— В прошлом году начала работу Международная лаборатория ландшафтной экологии, которая проводит фундаментальные исследования. Какие у нее новости?
— Международная лаборатория создана в рамках большой программы Вышки по привлечению иностранных ученых к сотрудничеству с университетом. В России сложилась оригинальная школа ландшафтоведения, непохожая на то, как этот предмет трактуется в западной науке, причем как в англо-американской, так и европейской континентальной традиции. В российском ландшафтоведении есть очень ценные интеллектуальные заделы, но золотой период этой дисциплины был в советское время. Сейчас остро стоит задача перевода этого интеллектуального багажа на современный язык и интеграции имеющегося задела с современными теоретическими подходами, принятыми в мире. Это одна из центральных проблем географических исследований, поскольку ландшафт объединяет все, что происходит на территории, начиная от рельефа, через биологические процессы, до практик землепользования и природопользования со стороны человека. Поэтому лаборатория тоже работает на сверхзадачу, которую мы хотели решить, создавая факультет.
— Как можно оценить общие итоги трех лет работы факультета?
— У нас исходно на первом плане была образовательная задача, мы хотели создать географическое образование нового поколения, кардинально отличающееся по структуре, по наполнению, по методам преподавания от того географического образования, которое уже существовало до этого в нашей стране. Мне кажется, что нам это удалось и в бакалавриате, и в магистратуре. Конечно, об этом твердо можно будет судить после 2024 года, когда пройдут первые выпуски и наши студенты дальше пойдут работать, учиться на следующих ступенях. Но прошло 2,5 года обучения наших первых студентов, и, послушав курсовые работы и увидев их на полевых практиках, я убедился, что мы получим результат. Понятно, что выпускники бакалавриата разные по уровню и интересам, но среди них будут люди, которые в высокой степени соответствуют нашим идеям.
Вам также может быть интересно:
«Вышка школьникам»: чем запомнился День открытых дверей университета
15 сентября состоялся День открытых дверей «Вышка школьникам» для учащихся школ и их родителей. Более 5000 участников смогли посетить мероприятие и познакомиться с проектами НИУ ВШЭ для школьников 5–11-х классов.
Стать студентом на один день: в НИУ ВШЭ прошел день открытых дверей
Общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат и специалитет состоялся в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре 3 марта. За один день абитуриенты и их родители ознакомились с многообразием кампусов, факультетов, образовательных программ и довузовских проектов университета. Преподаватели и другие сотрудники, а также студенты Вышки рассказали, как поступить в университет, как устроен учебный процесс и какие перспективы открываются перед выпускниками.
«В нашем университете открывается огромное количество возможностей»
Как выбрать специальность по душе? Тяжело ли первокурснику освоиться в Вышке? Планирует ли университет открывать новые кампусы в регионах? На эти и другие вопросы в преддверии Общеуниверситетского дня открытых дверей для поступающих в бакалавриат и на специалитет ответил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
День открытых дверей: почувствовать себя вышкинцем
3 марта в Высшей школе экономики пройдет Общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат и специалитет. Это одно из значимых событий для университета, преподавателей, студентов и, конечно, абитуриентов. Участники познакомятся с академической и внеучебной средой Вышки, пообщаются с представителями факультетов и образовательных программ, примут участие в активностях и узнают о возможностях для саморазвития.
ФКН, «Самолет», магистратура: как в Вышке будут готовить дата-аналитиков для сферы девелопмента
1 июня в 18:00 в онлайн-формате состоится день открытых дверей магистерской программы НИУ ВШЭ «Анализ данных в девелопменте», набор на которую впервые будет проведен в этом году. Программа реализуется факультетом компьютерных наук совместно с индустриальным партнером — одной из крупнейших российских девелоперских компаний «Самолет», которая профинансирует обучение 30 лучших студентов. Об особенностях программы рассказала ее академический руководитель Мария Горденко.
«Креатив сегодня нужен каждому бизнесу»
9 апреля Школа коммуникаций НИУ ВШЭ провела первый день открытых дверей в обновленном здании в Малом Трехсвятительском переулке. Абитуриенты смогли принять участие в мастер-классе Александра Копылова, преподавателя бакалаврской программы «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», а также задать вопросы руководителям школы.
«ВШЭ в Нижнем Новгороде интегрирована во все ключевые направления развития региона — науку, образование, IT-индустрию»
9 апреля нижегородский кампус НИУ ВШЭ открыл двери для абитуриентов бакалавриата. Интеллектуальное пространство Высшей школы экономики развернулось на трех этажах Академии «Маяк» им. А.Д. Сахарова — нового культурно-просветительского центра Росатома, расположенного в отреставрированном здании уникального памятника архитектуры, торгового дома комплекса банка Рукавишникова.
«Мы предлагаем уникальный подход к образованию современных актеров»
21 марта в онлайн-формате прошел день открытых дверей образовательной программы «Актер» Института кино НИУ ВШЭ. Абитуриенты смогли задать волнующие их вопросы: как устроена образовательная программа, какие карьерные перспективы ждут выпускников, чем уникальны методики, используемые на программе, и другие.
День выбора: в стенах Вышки каждый найдет занятия по интересам
12 марта в комплексе «Покровка» НИУ ВШЭ состоялся день открытых дверей. Абитуриентам и их родителям рассказали о правилах поступления в университет в 2023 году, о его кампусах в четырех городах, образовательных программах, возможностях внеучебной деятельности студентов и других особенностях НИУ ВШЭ. На входе волонтеры выдавали участникам карты комплекса с указанием точек проведения мероприятий, так что каждый мог построить индивидуальный маршрут по стендам, мастер-классам и другим активностям, интересным именно ему.
День открытых дверей поможет школьникам еще на старте расставить точки над i
12 марта в Высшей школе экономики пройдет Общеуниверситетский день открытых дверей для абитуриентов бакалавриата и специалитета. Презентации факультетов и кампусов, выступление Приемной комиссии, активности студенческих организаций, экскурсия по историческим зданиям университета и многое другое — в корпусе на Покровском бульваре. Для участия необходима регистрация.