«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»
Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.
Как я поступил?
В январе 2016 года я сходил на зимнюю школу программы «Медиапроизводство в креативных индустриях», в феврале написал олимпиадное эссе. Его текст опубликован у меня в «Фейсбуке». Мне поставили 92 балла, на нашей программе это была самая высокая оценка. Летом я привез диплом специалиста в приемную комиссию и поступил без экзаменов.
Наш выпуск — последний для программы «Медиапроизводство в креативных индустриях». С прошлого года студенты поступают на «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Преподаватели там те же, руководители (Анна Новикова и Александр Архангельский*) те же, курсы вроде похожие, так что мой опыт пригодится и новым студентам.
Чему нас учили?
Давайте я перескажу вам типичный диалог со студентом нашей программы:
— Как называется твоя магистратура?
— «Медиапроизводство в креативных индустриях».
— Хм, звучит не очень понятно.
— Да, есть такое.
— И на кого ты там учишься?
— На продюсера.
— На продюсера чего?
— …
Вот что мы с ребятами делали в течение этих двух лет: выпускали электронную книгу, снимали новостной репортаж, снимали видеоэтюд, придумывали форматы для ТВ и для YouTube, делали выпуск телешоу, снова придумывали форматы, анализировали любимые компьютерные игры, учились брифовать мультимедийные проекты, разрабатывали цифровые расширения для музеев, писали рецензии на сериалы и фильмы.
Какой-то специализации не подразумевалось, и ответить на вопрос: «Продюсер чего?», — было невозможно. Всего.
Студенты нынешней программы могут сказать «продюсер трансмедийных проектов», но это может вызвать еще больше вопросов («Каких-каких проектов?»). Короче, абитуриентам я советую заранее придумать адекватный ответ, чтобы не попадать в неловкие ситуации.
Университет VS работа
Преподаватели хотят, чтобы вы жили учебой, вовремя сдавали экзамены и готовили классные проекты. Работа однозначно мешает и учиться, и получать от образования удовольствие.
Тем не менее, в нашей группе было несколько человек, которые работали full-time и приходили на занятия раз в пару месяцев. Многие совмещали учебу с фрилансом.
Если вам не надо платить за съемную квартиру и у вас есть деньги на еду, постарайтесь первый курс посвятить университету. Пары будут каждый день, и придется делать много медиапроектов. К тому же программа подразумевает постоянную работу в команде. Людей, которые забивают на групповые задания и подводят однокурсников, никто не любит.
О командах
Наша магистратура считается творческой. Было сравнительно мало теории и много проектных заданий. Большинство из них приходилось делать в группах по 3-5 человек. Постепенно это начинает подбешивать, но командная работа — один из принципов нынешнего образования, и от нее никуда не деться.
К концу года на курсе сложилось несколько творческих коллективов, которые так и работали вместе до конца учебы. Это очень удобно. Главное — оставаться друзьями
Набор на программу нашего года насчитывал 40 человек. В первом семестре мы знакомились, притирались, пробовали работать со всеми подряд. К концу года на курсе сложилось несколько творческих коллективов, которые так и работали вместе до конца учебы.
Это очень удобно. Главное — оставаться друзьями. Не надо торговаться, спорить из-за вклада в решение задач и конкурировать внутри своей команды. Пусть каждый делает то, что может и когда может. Как минимум один проект я сделал полностью сам и сдал его от лица нашей дримтим на отлично. Минимум в одном не сделал вообще ничего, и мне никто это не припоминает.
Постоянными членами нашей компашки были студенты Головкин (это я), Осипов, Дингес и Суслова. Проекты мы сдавали под брендами GODS или DOGS в зависимости от настроения. Когда из заграничной стажировки вернулся наш товарищ Юрие Токмаш, название расширилось до GODS-Team.
Защита концепции видеопроекта на курсе Татьяны Рахмановой. Фото: Лора Суслова
Какие мы делали проекты
Не знаю, чем именно занимаются студенты новой трансмедийной программы, но мы в основном что-то снимали или придумывали форматы телепрограмм. Но и не только.
Книга
В первом модуле мы делали книги на платформе Ridero. Их презентация обычно проходит на ярмарке Non/fiction. Мне достался сборник статей Ирины Петровской — медиакритика из «Новой газеты». Чуть позже она читала у нас лекции. За полтора года книгу «Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении» купили около 200 человек (включая меня).
Пахом
Для короткого курса монтажа я навернул несколько кругов по Тверской с Сергеем Пахомовым, который 4 ноября отмечал свой юбилей и ходил туда-сюда по улице с тростью в руке. Результат очень понравился преподавателю Юрию Бурцеву. Недавно вышел документальный фильм «50» об этом событии, там несколько раз видно мою спину.
Летов-мем. 10 лет без «Гражданской обороны»
Проект, который остался на этапе концепции. Мне чертовски жаль, что мы не реализовали его полностью, потому что он был бы актуален только один раз в жизни — 19 февраля 2018 года, в годовщину смерти музыканта. По задумке это был лонгрид, в котором исследовался феномен Егора Летова как героя интернет-мемов, которым он стал после гибели. Там были бы подборки картинок, рассказ о творчестве, интервьюшки с админами пабликов и беседы с товарищами Игоря Федоровича типа Манагера и Кузи УО. Для зачета было достаточно создать бриф и ТЗ, чем мы, к сожалению, и ограничились.
Бичпакет для «Лентача»
На мой взгляд, это лучшее, в чем я принимал участие за эти два года. Знаменитый паблик «Лентач» регулярно измеряет различные государственные траты в ролтоновских пакетах с лапшой. На курсе по медиабендингу Виктора Майклсона мы запилили брендовый бичпакет.
Карта «Вокруг Вышки за 40 минут»
Моя гордость. Эту курсовую работу мы делали вместе со студентками-дизайнерами. Я выдумал маршруты и написал тексты о достопримечательностях, а коллеги из Школы дизайна все это отрисовали (руководители проекта: Наталья Логутова, Александр Ларцев). К сожалению, в финальный вариант не попало здание бывшей конюшни в одном из дворов Покровки. Но знайте, что оно там есть. Эта карта до сих пор висит перед турникетами на Мясницкой, 20. Почитать про нее подробно можно на портале и в студенческом портфолио Школы дизайна.
Об упущенном
Если не считать проекта о Егоре Летове, то жалею я только об одном. Мне стоило записать на диктофон каждую лекцию каждого человека, связанного с телевидением. Люди приходили самые разные, среди них были шеф-редактор программы «Время покажет» с Артемом Шейниным Наталья Стельмак, Вадим Такменев, критик Ирина Петровская, директор дирекции креативного планирования «Первого канала» Елена Афанасьева, легендарная Светлана Сорокина, один из руководителей нашей магистратуры Александр Архангельский* и кастинг-продюсер Ольга Стеблева.
Стал ли я продюсером за это время? Думаю, пока нет. Но я получил кучу новых знаний по драматургии, по монтажу, по сторителлингу, по работе с идеями
Они говорили много всего важного, интересного, полезного, неприятного и удивительного. Мысль о том, что сказанное ими нужно фиксировать, пришла в голову слишком поздно, в конце второго семестра. А мог бы получиться потрясающий (и ужасающий) срез нынешнего состояния российского телевидения. Я бы просто вытащил из каждой лекции несколько крутых цитат и собрал бы из них статью. Надеюсь, кто-то из следующего поколения магистрантов додумается сделать это.
Что в итоге
Я ни капли не жалею, что воспользовался шансом поступить без экзаменов и отучился эти два года на Хитре. Было здорово вернуться в академию после нескольких лет в офисах.
Мем «А ты точно продюсер?» — это про меня. Стал ли я продюсером за это время? Думаю, пока нет. Но я получил кучу новых знаний по драматургии, по монтажу, по сторителлингу, по работе с идеями. Еще у меня появились новые друзья, а это дорогого стоит. Чем старше становишься, тем сложнее их находить.
Пока я учился, меня раз сто спросили, кем я вижу себя в будущем и чем планирую заниматься. Каждый раз я выдумывал что-нибудь новенькое, потому что ясного плана у меня не было.
А пока люди задавали мне эти вопросы, я погружался в Город: писал для Strelka Mag, готовил эссе и доклады про районную идентичность и историю Беляева, ездил в Воронеж на урбанистический форум, выдумывал архитектурные медиапроекты, до которых еще дойдут руки. Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу.
В конце концов, я просто осуществил давнюю мечту и стал выпускником Высшей школы экономики! Здорово, правда?
Полную версию рассказа Кирилла Головкина об учебе в Вышке читайте в его блоге.
Ларцев Александр Евгеньевич
Старший преподаватель Школы дизайна
Логутова Наталья Леонидовна
Заместитель руководителя Школа дизайна
Новикова Анна Алексеевна
Профессор департамента медиа
Вам также может быть интересно:
«Поездка в Индию станет экзаменом для каждого»
С 28 октября по 9 ноября 2023 года студенты НИУ ВШЭ примут участие в международной стажировке от Lovely Professional University (LPU), одного из крупнейших вузов Индии. Программа обмена предназначена для студентов бакалавриата «Медиакоммуникации» и магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Итогом проекта станет создание документального фильма об Индии, который учащиеся Вышки снимут совместно со студентами LPU.
«После дедлайна»: Школа коммуникаций ВШЭ запустила собственное бренд-медиа
О самом интересном в индустрии Школа коммуникаций НИУ ВШЭ расскажет в своем бренд-медиа — шоу «После дедлайна». Это подкаст и видео для профессионалов и тех, кто только хочет научиться управлению информационными потоками. Ведущая — Анастасия Урнова, доцент ВШЭ, телеведущая, PR-специалист.
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала ключевым партнером проекта «Медиакласс в московской школе»
С 1 сентября в 66 столичных школах открылись предпрофессиональные классы, где собираются готовить будущих журналистов, специалистов по связям с общественностью, медиаменеджеров и вообще людей, которые умеют работать с информацией, упаковывать ее в разные современные форматы. На базе лаборатории медиакоммуникаций в образовании ВШЭ разработала курсы для школьников. Кроме того, на базе лаборатории будут обучаться учителя, которым предстоит вести курсы для старшеклассников.
«День открытых дверей»: где учатся журналисты, пиарщики и рекламисты
Студенческие телестудии, арт-объекты, примеры эффективной рекламы и заголовки из «Коммерсанта» на стенах — экскурсию по зданиям, где учатся специалисты медиа-индустрии и сферы коммуникаций, в проекте «День открытых дверей» проводят студенты 2 курса образовательной программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» Тамара Никизад и Наталья Непомнящая, а также студентка 1 курса образовательной программы «Журналистика» Дарья Силкина.
Две магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна меняют направление
С нового учебного года студенты магистерских программ «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях» будут учиться по новому направлению «Медиакоммуникации» — вместо прежней «Журналистики». Это позволит добавить в учебные планы новые предметы и давать студентам более широкий спектр компетенций для работы в сфере медиа. Программа «Мультимедийная журналистика» продолжит готовить магистров по направлению «Журналистика».
Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя
Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям, организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.
Студенты ВШЭ организовали мобильные пресс-службы для московских библиотек и культурных центров
25 декабря на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ прошла презентация проектов 12-ти мобильных студенческих пресс-служб, два месяца работавших с московскими учреждениями культуры. Пресс-службы были организованы студентами четвертого курса департамента интегрированных коммуникаций в рамках обязательной учебной дисциплины «Медиарилейшнз» образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Многих заказчиков настолько впечатлили полученные результаты, что они планируют продолжить сотрудничество со студентами.
Медиаграмотность так же необходима, как умение читать
6 марта на факультете медиакоммуникаций ВШЭ завершилась Международная научно-практическая конференция «News Literacy и проблемы современного медиаобразования».
Специалист в области масс-медиа должен быть универсалом
Недавно в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования добавилось новое направление — «Медиакоммуникации». Кто такие специалисты по медиакоммуникациям и зачем они нужны в сфере масс-медиа, рассказал один из разработчиков образовательных стандартов нового направления, заместитель декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия.
Рекламные возможности звука
28 ноября при поддержке факультета медиакоммуникаций ВШЭ прошел Пятый конгресс по аудиобрендингу. Эксперты со всего мира обсудили последние тренды и инновации в области использования звука в качестве элемента рекламы, коммуникации и брендинга, а также условия развития бизнеса в России. Каковы основные итоги конгресса?