• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человек и Интернет: кто кому угрожает

Зачем пользоваться ресурсами Интернета, чему в нем можно научиться и следует ли опасаться погружения в виртуальную реальность? На эти и другие вопросы отвечали посетители портала Высшей школы экономики в ходе очередного онлайн-опроса, завершившегося на сайте Вышки в феврале.

«Между прочим, Интернет уже победил», — констатировал в своем комментарии к опросу один из его участников и оказался недалек от истины. Если в целом по России Интернетом охвачено около 40% взрослого населения, то среди университетской аудитории (в опросе принял участие 351 человек) нашлось лишь четверо респондентов, признавшихся, что заходят в Интернет реже нескольких раз в неделю. Впрочем, настоящие «отшельники» по объективным причинам и не могли бы заявить о себе на сайте Вышки.

Абсолютное большинство опрошенных, независимо от их возраста и профессионального статуса, сходится в утилитарном отношении к ресурсам Интернета. Доля тех, кто использует Интернет для поиска необходимой в их учебе, работе или исследованиях информации, колеблется от 94 до 100%. Около 80% школьников, студентов разных курсов, а также преподавателей и исследователей используют Интернет для чтения сетевых СМИ. Значительно более пестрой оказывается картина, когда дело касается общения и связи с помощью Интернета. В «аутсайдерах» оказываются школьники, предпочитающие «живые» разговоры переписке по электронной почте и редко пользующиеся услугами интернет-телефонии.

Для чего вам чаще всего нужен Интернет?

 

Школьники

Студенты 1-3 курсов

Студенты 4-5 курсов / магистратуры

Преподаватели / исследователи

Средство связи: электронная почта

58,3%

89,4%

98,8%

97,1%

Средство связи: интернет-телефония (skype и т.п.)

33,3%

64,9%

67,1%

60%

Пространство для общения с друзьями или людьми, интересующимися такими же темами, что и я (блоги, соцсети, форумы)

72,2%

88,1%

84,7%

60%

Интересная динамика наблюдается среди пользователей социальных сетей и блогеров: их доля существенно вырастает у старшеклассников и первокурсников, начинает снижаться среди студентов старших курсов и резко сокращается среди преподавателей и исследователей. Примечательно, что последняя группа респондентов — единственная, которая одинаково активно пользуется и «скайпом», и социальным сетям.

Больше половины тех, кто имеет постоянный заработок — а именно к этой группе можно отнести преподавателей — приобретают товары и услуги в Интернете. Меньшую активность студентов в этом отношении можно, вероятно, объяснить не столько боязнью совершать виртуальные сделки, сколько отсутствием у них стабильного дохода. Зато школьники и первокурсники отличились в другом: больше 60% из них сами хотели бы «делать деньги» в Интернете. Однако по мере обретения профессиональной квалификации и опыта, доля желающих создать бизнес в сети неуклонно падает. Похоже, синица в руках, то есть вполне реальное рабочее место в офлайне, дороже виртуального журавля в небе. Поразительно при этом, что половина действующих преподавателей и исследователей все же хотела бы научиться создавать собственные сайты.

Какие знания об Интернете вам хотелось бы получить?

 

Школьники

Студенты 1-3 курсов

Студенты 4-5 курсов / магистратуры

Преподаватели / исследователи

Как создать свой сайт

50%

45,7%

30,6%

51,4%

Как можно сделать бизнес в Интернете

61,1%

62,3%

51,8%

31,4%

Но вместе с безграничными возможностями для общения, учебы и ведения бизнеса, виртуальная реальность, если верить писателям-фантастам, таит в себе скрытую угрозу. «Человечество легко может стать заложником и даже жертвой своих достижений», — готов согласиться с ними один из участников опроса. «Интернет — идеальное средство для манипулирования общественным сознанием. Можно распространять различную дезинформацию, убеждая наивных пользователей, что именно она является верной. Нет ощущения невмешательства в твою личную жизнь», — разделяет столь пессимистичное мнение и один из преподавателей Вышки.

Опасность быть «загруженными в Матрицу» грозит лишь «податливым, малоуверенным в себе людям, которые не замечают, как их реальность подменяется виртуальным миром», считает другой участник опроса. Такие люди и без помощи Интернета нашли бы способ «сбежать из реального мира».

«Есть такая среда — Second Life, люди там живут, общаются, делают деньги, покупают товары, проводят совещания, — делится своими наблюдениями студент старших курсов. —  Я знаю людей, которые с удовольствием бы остались в той реальности навсегда. Это второй шанс на жизнь, что ли. Реальный фактурный мир их потеряет, пусть не физически, но интеллектуально. Но такое отречение — их собственный выбор».

Есть среди опрошенных и те, кто призывает государство защитить «слабого человека» от виртуальной угрозы. «Следовало бы объединить усилия мировых держав по ограничению свободного доступа третьих лиц к определенной информации, а также удалять из Интернета всю лжеинформацию, — считает преподаватель Вышки. — Свобода слова и средств массовой информации подлежит ограничению, если это необходимо в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, сохранения моральных и нравственных устоев общества».

«Опасность исходит от человека, а не от виртуальной реальности», а «угроза человечеству — это само человечество», — напоминают другие участники опроса. Необычный взгляд на проблему у одного из аспирантов ВШЭ — он полагает, что, напротив, «реальная реальность угрожает виртуальной».

Зато с оптимизмом смотрит в будущее один из потенциальных абитуриентов Вышки. Он уверен, что ничего страшного не случится хотя бы потому, что «машина, созданная человеком, не может обойти своего создателя ни по уму, ни по сообразительности».

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ


Результаты опроса "Что мы делаем в виртуальной реальности?", проведенного на портале ВШЭ c 14 по 24 февраля 2011 г.

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов

К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.

47%

россиян в возрасте от 16 до 74 лет пользуются социальными сетями.